Одинокие женщины ходят по кругу
Фестиваль «Золотой конек» миновал середину.
Но, согласно прогнозам, лучшие спектакли еще впереди.
Четверг был днем челябинцев. Сначала актеры академического театра сыграли в малом зале тюменской «драмы» спектакль «Я была в доме и ждала, чтобы дождь пришел». Затем Камерный театр показал на большой сцене современную мистерию «На Пасху солнце танцует».
Оба спектакля созданы на основе современных пьес.
«Я ждала…» французского драматурга Жан-Люка Лагарса поставила режиссер из Франции Кристин Жюли. Не «наш» стиль чувствуется во всем, даже в игре актеров, привычных к русскому психологическому театру.
Пять женщин живут в старом доме на холме, среди старой рассохшейся мебели, выцветших красок. Глава семьи умер, единственного наследника много лет назад выгнали из дома, и вот женщины ждут его, своего единственного мужчину, дни и ночи посвящены ожиданию.
Ожидание – долгий и монотонный процесс; границы суток утратили значение; женщины произвольно разделяют время на периоды, командуя «нуар» или «люмьер». «Нуар» – и стало темно. «Люмьер» – зажегся свет. Актрисы на сцене произносили эти слова так часто, что теперь на каждом спектакле перед традиционным затемнением хочется сказать «нуар».
(На спектакле Камерного театра желание «нуара» обострялось невыносимо).
Сценография Ирэны Ярутис, художника, необыкновенно чуткого к цветовым нюансам и текстуре, световое оформление и пластические композиции – все это образует красивую картинку, сон старого дома.
Зрителям хочется спать. Спектакль погружает в транс однообразным повтором слов, интонацией, трудно постигаемым смыслом. Самые упорные зрители (в особенности студенты академии культуры и искусств, которым предстоит рассказать преподавателю, что они увидели и как это поняли) старались не смыкать веки и уловить смысл.
Очевидные ассоциации – «Дом Бернарды Альбы», где тоже представлен мир женщин без мужчин, и «Три сестры», где героини зациклены на единственном брате, единственном наследнике, и одинаково сильно жаждут противоположностей: сохранить статус кво и радикально изменить жизнь, вырваться на свободу.
Женщины в спектакле «Я ждала…» пребывают в вечном трауре, цвет их одежд приближается к белому, ткани изношены так, что видны переплетения нитей. Быть может, это привидения. Сколько бы они ни ходили по кругу, их путь никогда не закончится. У каждой из обитательниц дома своя версия события, его предпосылок, течения и исхода, они не могут договориться и не могут выговориться. Любая точка условна, после нее все начинается вновь.
К облегчению зрителей, спектакль, в отличие от истории героинь, имеет финал.
Постановка Камерного театра «На Пасху солнце танцует» составлена из двух пьес, «Бог любит» Златы Деминой и «Дембель-ского поезда» Александра Архи-пова. В первой пьесе, и соответственно в первом акте спектакля, действие развивается в роддоме. Место действия второй пьесы – второго акта – военный госпиталь.
Режиссер Виктория Мещанинова придумала связь: герои «Дем-бельского поезда» – те самые мальчики, рождения которых ждут героини «Бог любит». Бытовые реалии не так уж важны, и не важно, что в пьесах Деминой и Архипова не совпадает время, то есть формально парни из госпиталя не могут оказаться детьми женщин из роддома.
На идею работают эмоции: женщины сворачивают простыни и качают свертки как младенцев, баюкают свою мечту – а затем медсестры в госпитале сворачивают простыни и деловито укладывают их поперек больничной каталки – понятно, что детей принесли в жертву войне.
Как бы ни был банален этот прием, часто встречающийся в театре, здесь он вызывает сильные чувства.
Но это чуть ли не единственное внятное решение на весь спектакль.
***
фото: сцены из этого спектакля.;вверху – за кулисами и в зрительном зале перед спектаклем «На Пасху солнце танцует»;;вверху – за кулисами и в зрительном зале перед спектаклем «На Пасху солнце танцует»;;вверху – за кулисами и в зрительном зале перед спектаклем «На Пасху солнце танцует»;;вверху – за кулисами и в зрительном зале перед спектаклем «На Пасху солнце танцует»;