Петров, Васильев, Яшин… Знаменитые фамилии!
Великолепный рывок Кирилла Петрова к воротам словаков (тот, что привел к победному голу в овертай-ме) заставил меня вспомнить… Петрова Владимира. Того самого, что играл в легендарной тройке с Борисом Михайловым и Валерием Харламовым.
После игры: Никакой ностальгии – традиции живы!
Есть нечто по-хорошему мистическое и воодушевляющее в том, что славные хоккейные имена возвращаются с новым поколением.
Мощные ускорения Олега Яшина из подмосковного «Атланта», неустанно терзавшего оборону соперника, не раз отсылали меня к Яшину Алексею, воспитаннику уральского хоккея, и поныне радующему нас своей изумительной игрой.
А Валерий Васильев из «Лады» вообще тезка, однофамилец и коллега по игровому амплуа знаменитого защитника московского «Динамо» и сборной СССР! И не удивлюсь, если родители назвали его в честь «того Васильева» – у отцов-болельщиков такой соблазн всегда велик.
Есть в нашей молодежной сборной и свой Белоусов (привет легенде челябинского хоккея Валерию Константиновичу Белоусову!).
Вот ведь сколько отсылок в прошлое, сколько ассоциаций и воспоминаний! И все это разбудил тюменский турнир, который властно держал нас в эти дни и продолжает не отпускать. Сильные, сильные эмоции и чувства.
И, глядя на талантливых мальчишек в алой форме, я вспомнил… Прагу 1978 года. И совсем молоденьких хоккеистов сборной Советского Союза, чьи имена тогда еще ничего не говорили – Славу Фетисова и Сережу Макарова. Они тоже выросли из «молодеж-ки», и им еще предстояло удивить весь мир.
Не все восходящие звездочки, увы, станут звездами – так просто не бывает. Но искренне пожелаю им удачи и исполнения мечты. И тем, кто носит знаменитые фамилии, и всем остальным.
Они теперь не чужие для нас. Cвои, родные. И Тюмень, смею надеяться, для них стала роднее и ближе.
Игра. Статистика 16 апреля. Второй день турнира. Россия – Словакия 3:2 ОТ (1:0, 1:2, 0:0, 1:0).
Шайбы: 18.49 – Раисов (Петров) – 1:0; 22.45 – Лисон, мен. – 1:1; 26.57 – Хохряков, бол. – 2:1; 31.45 – Лапшански (Гросафт) – 2:2; 60.12 – Чернов (Петров) – 3:2.
60 минут. И еще 12 секунд
Вероятно, почти разгромное поражение словаков в стартовом матче с финнами (2:6) сыграло злую шутку не только с вашим обозревателем, посчитавшим, что «проблем в четверг у нас не будет». Возможно, и наша команда чуть легкомысленно решила, что справится с соперником малой кровью.
Хотя могут быть и два других объяснения реального, а не придуманного сюжета. Первое: словацкие парни просто хорошо выспались и дали бой (тем паче, что 2:6 их наверняка разозлили). Второе: наши не показывают пока той мощной игры, что мы от них ждем. И вдобавок противник наказывает за ошибки.
Тюменец Александр Хомутов на сей раз был вторым вратарем, и я загадал: при крупном счете тренеры выпустят его на площадку, заменив московского динамовца Александра Заливина. Но предполагаемого разгрома не случилось, и Хомутов смотрел матч из-за бортика. Заливин же, по большому счету, не выручил в тех эпизодах, когда нам забили, и вообще немного нервничал – по крайней мере, шайба от него отскакивала, как от стенки горох.
Между тем, наши еще в первом периоде могли создать хороший задел, если бы лучше распорядились численным преимуществом. Один только рослый Петер Шлимак удалялся трижды! Но каждый раз что-то мешало. А больше всего – голкипер Матей Кристин, который ошибся только раз. Споткнулся на ровном месте, упал прямо на «ленточке», вскочил, но концентрацию потерял – и тут же Аслан Раисов из альметьевского «Нефтяника» воспользовался пасом из-за ворот.
Гости за весь первый период серьезно огрызнулись только раз, когда Заливин отбил два броска подряд. Но робость постепенно ушла, и словаки показали себя бойцами. Удача тоже это отметила и улыбнулась им: мы имели большинство, но потеряли шайбу, и Марек Лисон, убежав ото всех, запустил снаряд в «домик» вратаря.
Россияне быстро пришли в себя и смогли реализовать новое большинство (оштрафовали вратаря Кристина, который зацепил клюшкой кого-то из наших): Петр Хохряков из «Нефтехимика» лихо промчался по левому флангу и здорово бросил – 2:1.
Но словаков уже было не сломать: они оказались готовы к скоростной игре и бились изо всех сил. Лисон мог оформить дубль, но непостижимым образом не попал с двух метров в пустой угол ворот. Впрочем, то была только отсрочка. Новая атака, бросок, не слишком уверенная игра Заливи-на – и безжалостное добивание Адама Лапшански.
Чуть позже Матей Кристин совершил самый удивительный сэйв за матч – сидя на льду, в стиле искушенного циркового жонглера, поймал шайбу, брошенную в упор.
Третий период россияне начали странным удалением – с формулировкой «за задержку времени игры». С опозданием покинули раздевалку! Редкий случай – на моей памяти такого не было.
Время сгорает в обоюдоострой борьбе, причем словаки бьются у своих ворот самоотверженно, а с нашей стороны маловато стремительных и выверенных комбинаций. Никак не может забить Кирилл Петров, которого я даже мысленно поругивал: ну, нельзя же тащить шайбу до самого вратаря, а потом не иметь пространства для маневра!
Кристин же поймал кураж и играючи ловит шайбу после, казалось бы, неотразимого выстрела Павла Чернова (у словаков в это время отбывал штраф Томаш Девечка).
Итак, овертайм, пауза. И… остановка игры не пошла на пользу «синим» – они как-то несобранно вернулись в игру, и «красные» немедленно прошили их оборону могучим рывком Петрова. Параллельным курсом мчался Чернов, которому оставалось только не промахнуться по пустым воротам.
12 секунд, и все кончено – экспресс-концовка в лучших традициях отечественного хоккея.
Мне же шутливо подумалось: если бы команды сразу играли в формате 4 на 4, а не только в овертайме, то дополнительное время не понадобилось бы. Может, нашим просто не хватало по-российски необъятных просторов?
После игры-2
По просьбе «Тюменского курьера» матч комментирует тренер вратарей ХК «Газовик», мастер спорта Константин Власов:
– Пожалуй, наши недооценили сборную Словакии. Думали, наверное, что будет легкая победа. Не было того настроя, той самоотдачи и жажды борьбы, что мы наблюдали в поединке со шведами. Создали много голевых моментов, но подкачала реализация.
– Вам не показалось, что не слишком удачно вошел в игру новый голкипер молодежной сборной России Александр Заливин?
– У него был дебют. А когда твоя команда доминирует на льду – вратарю всегда труднее: ты не в тонусе, ты не чувствуешь нити игры. Взрывные контратаки противника – это неприятно… Словацкому вратарю было легче: постоянные атаки, броски – он все время был в тонусе.
– Если бы игра складывалась гораздо легче для российской команды, Заливина мог подменить наш Саша Хомутов…
– Знаю, что он сильно переживает из-за того, что пока лишен возможности играть перед своими земляками. Мы рассчитывали, что Россия победит Словакию в основное время, обеспечит себе выход в финал, и тогда в ничего не значащем матче с финнами Саша сможет сыграть. Но судьба распорядилась иначе: в случае поражения от Финляндии мы можем в финал и не попасть. Так что в субботу будет играть Александр Печурский.
– Вы видели вратарей всех сборных-участниц тюменского турнира. Кто производит наибольшее впечатление? Печурский?
– Нет. Пока это оба вратаря шведской команды.
* * *
И еще о «воротчиках». После матча со словаками один из призов лучшего игрока достался как раз Матею Кристину – он точно заслужил. В нашей команде приз достался Петру Хохрякову.
В другом матче четверга шведы победили команду Суоми – 3:0. После двух туров лидируют россияне – 5 очков. По 3 очка набрали сборные Швеции и Финляндии, у Словакии – 1 очко. Сегодня играют Словакия – Швеция (в 15.30) и Россия – Финляндия (в 19 часов). Завтра – матч за третье место (13.00) и финал (17.00).
***
фото: вверху – борьба у борта (крайний слева – Олег Яшин из подмосковного «Атланта»;у омича Евгения Тимкина пока не знаменитая хоккейная фамилия – но будущее может все изменить;тюменцы болеют за Россию.