Спокойно ли вам на улице?
— В последнее время участились случаи разбоев и грабежей на улицах, — говорит Михаил Бурлов, лейтенант милиции, сотрудник патрульно-постовой службы.
Он уточняет: — В основном, забирают сотовые телефоны. Их легче сбыть. Возможно, это связано с тем, что появилось много безработных…
Но в ориентировке, которую дали отряду ППС, выехавшему на дежурство в два часа дня, фигурируют не взрослые люди, а подростки. Разбой. В районе магазина «Нива» двое парней лет пятнадцати, угрожая ножом, забрали у сверстника сотовый телефон. Одеты во все темное.
Ориентировка туманная. Сейчас весь город одет в темную одежду. Проверять всех пятнадцатилетних, встретившихся в этом районе?
— Вон двое молодых людей, одетых в темное, — замечаю я.
— Но им точно не пятнадцать лет. Они гораздо старше, — говорит Михаил Бурлов.
Машина колесит по улицам. — Часто удается найти правонарушителей?
— До того, как я ушел на сессию, мы задержали двоих. Забрали у человека на улице сотовый телефон и обувь. Когда их привезли в ОМ-3 на Лесобазе, оказалось, что у одного мужчины — сотовый телефон потерпевшего, а у другого на ногах его обувь. Обычные парни, 28 лет, нигде не работают…
Такое ощущение, что мы ищем иголку в стоге сена, стараемся попасть пальцем в небо — «угадал — не угадал»? Виновного нашел, или человек по несчастливой случайности подошел под данные ориентировки?
На одной из улиц патруль остановился. Увидели молодого человека в темной куртке и светлом спортивном трико. Бурлов представился мальчишке, рассказал про ту самую ориентировку, занес в журнал данные и попросил проехать в отделение милиции. Шестнадцатилетний Евгений говорит, что шел из магазина домой. Он на удивление спокойно отнесся к тому, что в его планы так бесцеремонно вторглись. Назвал свой адрес и дал проверить серийный номер мобильного телефона.
В милиции в тесной комнатке со столом и парой стульев данные записали в рапорт. Лейтенант сказал, что Евгения поставят на видео и дактилоскопический учет, даже если он на самом деле не нарушал закона. Дескать, это будет что-то вроде профилактики. Если парень будет знать, что его данные есть в милиции, то он триста раз подумает, прежде чем совершить правонарушение.
Евгений на самом деле оказался ни в чем не виновен. Потерпевший его не опознал. А патруль поехал дальше по улицам.
— Хорошо, что мы с вами еще пьяных не встретили. Обычно забираем в медвытрезвитель. Некоторые такие концерты устраивают! Бывает, что в драку лезут, — заметил водитель «уазика», прапорщик милиции Евгений Ряхин.
Кроме разбоя с мобильным телефоном, у патруля за эту смену не произошло больше никаких происшествий. Может, это и к лучшему?
… После участия в этом дежурстве у нас возник вопрос: насколько правомочны были действия сотрудников ППС в одном отдельно взятом эпизоде? Могли ли они так запросто остановить человека, который спокойно шел по своим делам? И что за база, в которую заносятся данные даже о законопослушных гражданах?
По словам заместителя начальника УВД по городу Тюмени Юрия Чернявского, такой базы нет и быть не может. В милиции на учет ставят только подозреваемых, обвиняемых, а также совершивших правонарушения.
— Молодой человек мог отказаться проследовать с патрулем ППС. Кроме тех случаев, если на задержанном имеются явные слевы преступления, либо на него прямо указали потерпевший или свидетели. А если каждый, кто подходит под ориентировку, будет говорить: «Извините, но я с вами никуда не поеду», как тогда ловить преступников?
Не согласен Чернявский и с тем, что уличная преступность растет:
— По официальным данным, количество уличных преступлений за три месяца этого года снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, тяжких и особо тяжких уличных преступлений стало меньше на 28 процентов, грабежей — на 30 процентов. В два раза уменьшилось число разбойных нападений.
Есть много вопросов по работе ППС. Это и некомплект сотрудников, и нуждающаяся в обновлении материально-техническая база. Где-то требует внимания профессиональная грамотность сотрудников. Однако Юрий Чернявский оценивает работу ППС положительно: люди работают.
***
фото: Михаил Бурлов;экипаж в работе;Евгения привелзи в милицию