Иностранный рабочий
Мигранты, работающие на улицах, — это не сезонное и не кризисное явление. За последние 20 лет к ним уже все привыкли.
В этом году департамент занятости населения объявил о приеме заявок от работодателей на трудоустройство иностранных работников до 1 мая. Вадим Самсонов, директор центра занятости населения по городу Тюмени и Тюменскому району, посвятил меня в подробности того, что происходит на рынке труда иностранных граждан.
— Почему работодателям нужны мигранты?
— Этот вопрос логичнее задать работодателю, который хочет их иметь в своем коллективе. Пока в этом году подтверждены вакансиями для привлечения иностранной рабочей силы 4054 человека.
— Я предполагаю, — говорит Вадим Самсонов, — что работодатель думает о том, что мигранты работают по 12-13 часов в день и не требуют социальных гарантий. Но это не совсем добросовестная конкуренция на рынке труда. Хоть на иностранного, хоть на российского гражданина одинаково распространяется Трудовой кодекс: 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя, отпуск и все остальное.
— А зачем иностранцам нужен наш работодатель?
— Рынок труда более привлекателен у нас, чем в ближнем зарубежье. Зарплата выше, работу легче получить: нет такой конкуренции и давления.
— И куда мигранты идут? Только на стройки?
— Нет. Есть привлечение иностранных специалистов по нефтедобыче, по специфическим профессиям… К примеру, если ресторану требуется повар китайской кухни — обучить нашего соотечественника достаточно сложно. Хотя я тоже не вижу в этом больших проблем, по крайней мере, в перспективе. Если сегодня мы приглашаем иностранца, а через два или три года его должен будет заместить обученный рядом с ним россиянин, — вопросов бы не было, иностранцев требовалось бы меньше. Хотя, наверное, руководящую роль шеф-повара того же китайского ресторана должен занимать все-таки китаец.
— Миграционная служба увеличила квоту на въезд иностранных граждан в 2009 году до 49 тысяч человек. А сколько приедет?
— Обычная практика показывает, что реально приезжает 60-70%. Так было в прошлые годы, когда все было хорошо, и мы испытывали острейший дефицит в рабочей силе. Бурно развивалось строительство, а туда больше всего идет иностранцев. Но все же мы не могли реально укомплектовать все рабочие места.
— Хотя бы четыре тысячи вакансий укомплектовать мигрантами реально?
— Пока мы говорим только о заявке работодателей. Кстати, чтобы получить на работу иностранцев, они обычно идут на разные ухищрения. Допустим, заявляют, что им нужен арматурщик со знанием турецкого или хорватского языка… Зачем арматурщику хорватский язык?
— Понятно, что у него работает бригада хорватов…
— Да, и в принципе, в этом нет ничего незаконного. Это хитрость работодателя, причем законная хитрость. Но я не понимаю: разве только со знанием хорватского языка можно варить арматуру? Понятно, что люди должны знать специфику работы. И, может быть, в нефтедобыче, если заказывают специалистов из Германии, Норвегии и других стран для подводного бурения, подобные требования оправданы. Но когда такие требования предъявляются к арматурщику — это законно, но непонятно. В принципе, работодатель может потребовать, чтобы у арматурщика было три высших образования и ученая степень — и с этим ничего не сделаешь.
— А если человек не говорит ни на каком языке, глухонемой?
— По инвалидам вообще сложный вопрос, потому что в трудовых рекомендациях им пишут много ограничений.
— Когда иностранный гражданин приходит в центр занятости, чем ваша организация может ему помочь?
— Информацией о вакансиях. Если у него есть разрешение осуществлять трудовую деятельность на территории России, он имеет право на получение услуг профориентации, информационных услуг. На все то, что мы предоставляем всем гражданам. Бесплатно.