X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Закулисные споры о современной драматургии

Фестиваль «Золотой конек», день первый

За несколько часов до торжественного открытия шестого театрального фестиваля «Золотой конек-2009» состоялась пресс-конференция.

Владимир Коревицкий сразу сообщил, что «по техническим причинам» «Пятый театр» из Омска не сможет приехать. Вместо него сцену 14 апреля займет Курганский театр драмы с комедией «Ночь любовных помешательств».

— Театр из Кургана был запланирован на 15 апреля, но мы попросили их приехать на день раньше и сыграть спектакль два раза — 14-го и 15-го, — уточнил Коревицкий.

Кстати, омский театр должен был представить психологическое шоу в двух действиях по пьесе Алексея Слаповского «От красной крысы до зеленой звезды».

В отличие от театров, труппы которых станут приезжать в Тюмень в соответствии с фестивальным графиком, члены жюри уже прибыли и перед началом фестиваля ответили на вопросы журналистов. Жюри — это пять человек. Председатель — театральный критик и кандидат искусствоведения Ирина Мягкова из Москвы, с которой и зрители, и пресса уже знакомы. Именно она занималась отбором театров для фестиваля, что само по себе было кропотливым занятием, учитывая, что изначально на участие в тюменском «Коньке» подали заявки около 70 театров со всего мира. Мягкова просматривала кассеты и диски с записями спектаклей, которые претендовали на участие, и сократила число претендентов до 30. В итоге же в фестивале участвуют 16 театров.

В состав жюри также вошли театровед, доктор искусствоведения Мухаббат Туляходжаева из Ташкента, режиссер и театровед, художественный руководитель нью-йоркского Степс-театра Слава Степнов и критик, руководитель отдела творческих и образовательных программ московского театра «Школа драматического искусства» Евгения Розанова (Евгения Тихоновна возглавляла жюри первого «Золотого конька» в 1998-м, так что у нее есть возможность сравнить уровень организации наших форумов и качество работы его участников).

Не прибыл пока только эстонский драматург и критик Борис Тух.

Вчерашняя пресс-конференция несколько отличалась от предыдущих, посвященных «Коньку». Вопросам организации фестиваля ни журналисты, ни жюри почти не уделяли внимания. Первые — потому что получили ответы раньше, вторые — потому что обрадовались встрече и посвятили разговор с прессой темам более глобальным, чем расселение актеров и режиссеров по гостиницам.

Так что пресса, скорее, стала свидетелем того, как мастера театрального искусства и критики размышляют о современной драматургии.

Надо отметить, что программу «Золотого конька» сегодня составляют, в основном, постановки по пьесам современных авторов.

— Только три фестивальные постановки можно причислить к классике, — сказала Ирина Мягкова. — Сформировать такую программу — моя идея. Трагедия ситуации состоит в том, что театры, как правило, избегают работать с современными пьесами. А вам предстоит посмотреть спектакль «Психоз. 4.48» по пьесе Сары Кейн, которая пожаром прошлась по всем европейским фестивалям и западным театрам. Театр из города Каменск-Уральский, который привезет постановку в Тюмень, очень оригинально поработал с пьесой. Так, как никто до него. Интересно!

Мы сделали ставку на современность, потому что нужно видеть, что сейчас делается в мире.

Иначе получается оторванность: театр сегодняшний, а ставит исключительно стародавнюю классику. Это губительно! Однако этот принцип преобладания современной пьесы на «Золотом коньке» вряд ли станет постоянным. Это было бы нахально и самонадеянно.

На вопрос, почему же театры предпочитают не работать с современной драматургией, Ирина Григорьевна ответила так:

— Драматургия идет впереди режиссуры. Когда режиссер получает материал, он не всегда знает, как его поставить, — это во-первых. Во-вторых, театры часто не хотят вникать в болезненные, проблемные темы. Они хотят зарабатывать, а на новой драматургии много не заработаешь.

— Это правда! — подтвердил Владимир Коревицкий.

На защиту режиссеров тут же встал Слава Степнов:

— Можно подумать, что современная драматургия сплошь гениальна! Лично меня она пугает отсутствием мощной гуманитарной базы, человеческой базы. Должна же быть у нее какая-то функция, она должна подразумевать какой-то результат. А он зачастую не просматривается. Вот что пугает режиссуру!

— Я как прагматик и руководитель тоже хочу сказать, — вновь включился в разговор Владимир Коревицкий. — В сегодняшней драматургии, которая насчитывает сотни авторов, много мусора и шелухи. Режиссерам просто не интересно в этом копаться, чтобы найти что-то стоящее. У многих авторов нет знания законов построения пьесы, нет профессионализма.

— В XIX веке было то же самое! — прервала его Ирина Григорьевна. — Знаменитые драматурги того времени — это же не все, кто писал пьесы. Просто остальных — недостойных внимания -сегодня забыли…

— И я о том же! — согласился директор тюменского театра. -Нужно просеивать, отделять хорошее от плохого. Кроме того, есть еще одна сторона. Чем отличается американский театр от российского? Хотят американский режиссер и директор театра поставить интересный и нужный лично им спектакль — ставят его за свой счет. А наш театр существует, в основном, на деньги государства. И налогоплательщику не безразлично, на что тратятся его деньги. Если режиссер поставил спектакль, который горожанам не интересен, то он потратил их деньги впустую. Вот почему мы не можем ставить так много экспериментальных спектаклей по пьесам современных авторов. Это бизнес.

— Наконец-то мы дошли до «западной точки», — со смехом упрекнула Коревицкого Ирина Мягкова. — Бизнес!

— Я за разумное сочетание бизнеса и мессианской роли театра, который должен и просвещать, и ставить вопросы, и помогать находить ответы, — пояснил свою точку зрения Владимир Здзиславович.

… Разговор о драматургии XXI века жюри решило продолжить на одной из запланированных фестивалем встреч. А пока все попрощались с прессой и разошлись готовиться к вечернему открытию «Золотого конька-2009»…

***
фото: Ирина Мягкова (слева) и Евгения Розанова;Слава Степнов

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта