X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Среди асфальтовых завалов и взлетных полос

Когда мы приезжаем в поселок Новорощино, погода всегда хорошая. Небо непременно голубое, а солнце ярко светит.

В этом свете местный пейзаж заезжим людям может показаться даже живописным. Как на открытке лицом друг к другу стоят деревянные двухэтажные домики, выкрашенные синим, с двумя подъездами и лавочками под козырьком из старого шифера. И названия улиц — Самолетная, Планерная, Урожайная -настраивают на романтический лад, и писать о чем-то плохом вовсе не хочется.

Но для жителей этих домиков и самолеты, с шумом набирающие высоту, и старые деревянные дома — суровая реальность. И плохого в этой реальности гораздо больше, чем хорошего.

С 2002 года жителей поселка Новорощино обещают переселить, а их дома — снести. С завидной периодичностью новорощинцам обещают: «К лету вас всех здесь уже не будет»… «Следующей зимой точно всех переселим. Можете ничего не сажать на участках».

Но на деле переселение продвигается гораздо медленнее. Жители подсчитывают: с 2002 года переселили всего-то семей сорок. В основном — из муниципальных квартир. А у тех, кто оформил жилье в собственность, возникли проблемы.

Тамара Минухина — из дома N 16. Все с той же улицы Самолетной. В последнем письме, которое пришло Тамаре Александровне 16 декабря прошлого года из Главного управления строительства, написано, что дом N 16 был признан непригодным для проживания и включен в план переселения на 2006 год по целевой программе «Сотрудничество». Но для того, чтобы обеспечить жилищные права граждан и изъять жилые помещения для муниципальных нужд, надо сформировать и поставить на кадастровый земельный учет участки. Ориентировочный срок исполнения этих работ — июль 2009 года.

«После завершения процедуры оформления и изъятия земельного участка вопрос выплаты вам компенсации может быть решен при условии наличия финансирования», — говорится в последних строках письма. Такая же ситуация, как у Тамары Александровны, и у других собственников. Например — у семьи Быковых.

А между тем, жить в Ново-рощино становится все тяжелее.

— Поселком можно назвать место, которое хоть как-то обустроено для жизни, — говорит Валентина Быкова, жительница дома N 24 с улицы Самолетной. — А у нас рядом — асфальтовые заводы. Как только они начинают работать, все дома, вся земля — на полтора сантиметра в желтой пыли. Круглые сутки — шум аэродрома. Отделение связи закрыли четыре года назад. Нет ни аптеки, ни школы, ни садика.

А ребятишек в Новорощино много. Местные мальчишки, вооружившись игрушечными пистолетами, бегают во дворе.

— Где же вы тут играете? — спрашиваем у них.

— В подъездах, на улице, по огородам, — перечисляют мальчишки.

И уж наверняка эта неугомонная братия не упустит возможности забраться в развалины посреди поселка. Жителей переселили, но старую двухэтажку так и не снесли. Тогда хозяйственные новорощинцы принялись разбирать дом сами, выбирая доски получше: авось, в хозяйстве пригодятся. И стоит развалина на пути к единственному в поселке магазину, обнажив останки комнат, белея кусками обоев и кухонной плитки,.

Грязно-розовый магазинчик находится на одной из окраинных улиц Новорощино — на Планерной. Тропинка к нему ведет между свалкой и чудом сохранившимся бараком, из которого давно жильцов переселили, а теперь нелегально занимают комнаты приезжие бездомные. Это место жители стараются обходить стороной. Говорят, что из милиции периодически приезжают к нелегальным жильцам и напоминают о том, что надо выселяться. Но наступает очередная зима, и дом снова оставляют в покое.

Зимой в Новорощино — не сладко. Котельная аэропорта «Рощино» обслуживать поселок отказалась. А маленькая местная котельная, которой Новорощино передали, не справляется. Теплотрасса проложена прямо поверху и ничем не утеплена. Когда ее монтировали, говорили — все равно временно.

Но, как все знают, нет ничего более постоянного, чем временное. В Новорощино хорошо об этом знают. Так и живут — в прогнивших домах, в окружении мусорных гор. Телефоны обслуживающих компаний помнят наизусть, но что толку? Все равно рабочих не дождешься. Тех, кто должен обслуживать новорощинские дома, понять несложно. Какой резон тратить деньги на деревянные двухэтажки, которые еще год-два — развалятся по дощечкам?

— А когда-то наша улица Самолетная была такой красивой и уютной! — вспоминает с горечью Тамара Минухина. — Все было чисто. Стояли лавочки и столы. По вечерам мужчины собирались, играли в шашки и в шахматы.

И все-таки жители своими силами стараются сделать улицы хоть чуточку уютнее. Около дома N 10 на Самолетной — детская площадка. Ее смастерил Сергей Шабалин несколько лет назад из «запчастей» старого горсада. Дом N 10 вообще-то называют самым проблемным в поселке. Но у жителей прекрасное чувство юмора. Прошлым летом у входа повесили, как транспарант, красный шарф с надписью «Лидер». По-видимому, кто-то пожертвовал профсоюзный «трофей».

Относиться к жизни с юмором — пожалуй, это единственное, что остается жителям Новорощино.

***
фото: улица Урожайная;самолет в небе — для жителей Новорощино суровая действительность, а не романтика;самое новое в поселке — таблички на остановках;Максим и Андрей;развалины в центре поселка;дом после пожара на улице Новорощинской;Надежда Алексеева

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта