Реклама на щите и со щитом
Если реклама существует, значит, это кому-нибудь нужно? У кого-то, получается, есть деньги, чтобы платить за «двигатель торговли»?
Уличную рекламу, на которую обычные горожане привыкли не обращать внимания, мы решили лично посчитать и проанализировать. Конечно, нам было не под силу пересмотреть все три тысячи рекламных конструкции города и пригородов, но, как говорится, чтобы узнать вкус борща, достаточно одной ложки…
Вчера, проехав по улицам Республики, Холодильной и 50 лет ВЛКСМ, я собрал информацию о содержании 121-го широкоформатного рекламного носителя. Совершенно честно и подряд, не пропуская мимо глаз ни одного.
Большинство этих конструкций было стандартным, формата 3х6 метров. Кроме того, десять из них оказались призматронами — носителями, позволяющими рекламировать попеременно троих рекламодателей. Из собранных данных родились любопытные факты.
РЕКЛАМА «НИЧТО»
В моем рейтинге самой популярной рекламы в городе с результатом в 23% оказалась… реклама «Ничто» и самореклама конструкции. 28 рекламных плоскостей из 121 фактически не выполняли своего предназначения. В это число вошли и неработающие плоскости семи (из десяти!) отключенных призматронов, ставших попросту одноплоскостными носителями. К категории «Ничто» я отнес и забавный щит «С Новым годом!» по улице 50 лет ВЛКСМ, и еще более странный с рекламой банка «Северная казна», которого уже нет. В четырех случаях на пустом сероватом поле был написан телефон рекламной фирмы — держателя конструкции. Когда еще им позвонят?
БРОСИТЬ НАРКОТИКИ И ПОЛЮБИТЬ ГОРОД
Социальная реклама заняла в моем рейтинге второе место, получив 16,5% общего объема рекламы. Хотя призывы оплатить услуги ЖКХ или заплатить за свет можно признать «социалкой» с натяжкой, но подобные лозунги тоже вошли в эту номинацию. 20 конструкций, встретившихся на моем пути, оказались именно такими. Чаще всего встречались баннеры «Мы любим наш город» и «Тюмень — лучший город земли» — и тех, и других призывов я насчитал по три штуки. Пристегнуть ремни и быть внимательным на дороге Госавтоинспекция порекомендовала с баннеров дважды. Сообщить о том, что в беде ребенок или женщина, устроиться служить по контракту, отказаться от наркотиков, лечь в реабилитационный центр и вести здоровый образ жизни — к этому, суммарно, призвали все остальные.
ВЗЯТЬ АВТО В КРЕДИТ
Третье место в рейтинге поделили две, уже коммерческие, категории рекламодателей: банкиры и автодилеры. Те и другие заняли по девять конструкций (по 7,4%). Впереди оказалась реклама «Альфа-Банка» (пять баннеров), два баннера «ВТБ», и один «Старбанка». К сожалению, баннер последнего участника этой финансовой компании я опознать не успел. И не по своей вине. На средней скорости в 50 км/ч текст, начинающийся как «кредиты, денежные переводы из любой точки мира, минимальный процент, страхование.», дочитать до конца не удалось. Поэтому будем считать этого участника дисквалифицированным за незнание основ маркетинга.
Баннеры с рекламой автомобилей «киа» (три) оказались первыми. «Рено» и «ситроен» встретились дважды. «Ленд ровер» и «хонда» — по одному.
Вывод: брать авто в кредит -это все еще выгодный бизнес как для банков, так и для продавцов машин.
ПОЗВОНИТЬ И ЗАКАЗАТЬ РЕМОНТ
Четвертое место — по 6,6% осмотренных мною баннеров — поделили между собой продавцы услуг сотовой связи и фирм, оформляющих домашний интерьер. Поражает, сколько дверей предлагают поставить каждому жителю! Пять баннеров-участников рейтинга убеждали в необходимости этой услуги. Два предлагали мебель класса «Люкс», и один — элитные шторы.
Из сотовиков в лидерах «Utel» с копеечными тарифами и безлимитным интернетом (три баннера), «Евросеть» с самыми дешевыми телефонами (два баннера). И по одному — у магазина «Терминал», операторов «МТС» и «Мегафон».
ОСТАТКИ СЛАДКИ
Рекламы супермаркетов, продавцов одежды, обуви, бытовой техники и еды в городе мало, каждая упомянутая категория получила меньше пяти процентов. Этого очень мало. Но ведь кто-то вообще не попал в рейтинг. К примеру, страховые компании, совсем недавно наперебой предлагавшие услуги автострахования. Нет рекламы о продаже недвижимости, нет строительных, юридических услуг, рекламы радиостанций, периодических изданий.
Их место заняли другие, уже упомянутые «пустышки» и «социалка», суммарно составившие 39,5% от всей рекламы. Рекламщикам сейчас туго, но еще хуже, пожалуй, тем, у кого совсем не осталось средств, чтобы давать рекламу.
Комментирует Анна Морозова, руководитель агентства по связям с общественностью «Пример»:
— Все очень логично. Рынок сжался, бизнес сжался, денег нет. Реклама банков и автодилеров висит на улицах чаще всего за счет проплаченных средств прошлогодних рекламных бюджетов. Мне кажется, в апреле их начнут снимать, а в итоге часть «соци-алки» и пустых мест в наружной рекламе увеличится до 70%. Все сокращают рекламные бюджеты, а наружная реклама у нас в городе очень дорогая. Сейчас специалисты в области рекламы и маркетинга стараются выбирать те рекламные возможности, которые приносят максимум прибыли за минимум денег. Рекламный рынок еще будет сильно ломаться. Мелкие игроки уйдут. Крупные откажутся от части рекламных носителей.
… Вот что нам удалось прочитать на городских улицах.
***
фото: