Анатомия кризиса
Никто до сих пор не знает универсального механизма выхода из кризиса. Но это незнание не освобождает, а прибавляет ответственности.
О тенденциях и прогнозах в развитии финансового кризиса на нашей территории говорили в понедельник на заседании «круглого стола», проведенного в Международном институте финансов, управления и бизнеса Тюменского госуниверситете (МИФУБ). В разговоре участвовали преподаватели, представители областного департамента финансов, регионального отделения федеральной службы по финансовым рынкам, руководители инвестиционных компаний, директора предприятий.
«Такого системного кризиса в нашей новой истории еще не было», — заметил Владислав Зыков, проректор ТГУ, директор МИФУБа. Что ж, в любой переломный период человек проверяется на прочность, мобилизует свои способности, открывает в себе новые качества.
Ядром любого кризиса является финансовая сфера. Государственное регулирование здесь играет ключевую роль. О том, что в последние месяцы предпринято федеральной службой по финансовым рынкам, рассказала руководитель регионального отделения ФСФР по Уральскому федеральному округу Светлана Фурдуй.
ФСФР — организация достаточно молодая, и с такой финансовой ситуацией столкнулась впервые, поэтому, признала Светлана Валерьевна, многие решения принимались в оперативном порядке. Времени на раздумья и раскачку не было.
Например, чтобы остановить панику профессиональных участников при катастрофическом падении индексов, пришлось срочно приостанавливать торги на бирже. Вводить запрет на совершение коротких сделок, не обеспеченных ценными бумагами. Законодательно предпринять меры, направленные на защиту владельцев облигаций. По аналогии с фондом защиты прав обманутых дольщиков создать фонд участников рынка ценных бумаг. Не забыли и тему рейдерства. С 12 апреля вступят в силу поправки в Кодекс об административных нарушениях, в разы ужесточающие ответственность за нарушение прав акционеров.
Казалось бы, все эти меры далеки от простого обывателя. Но, хотим мы этого или нет, они оказывают существенное воздействие на работу финансового рынка. Тот, в свою очередь, — на цены, а они — на нашу с вами жизнь.
У любого государственного регулирования есть своя «цена вопроса». Она может быть выражена конкретными деньгами (например, в случае оказания финансово-экономической помощи российскому автопрому), либо реальными потерями (которые понесет бюджет в случае снижения доли налогов).
Точную «цену вопроса» госрегулирования финансового рынка Светлана Валерьевна затруднилась назвать. «В цифровом выражении никто его не просчитывал, — сказала она, — важнее было достичь социального эффекта».
Об особенностях социального регулирования экономической обстановки рассказала Светлана Бужан, первый заместитель директора департамента финансов правительства области. Она подчеркнула, что ключевую роль в условиях финансового кризиса играет бюджетная политика региона. Тюменской области в этом смысле повезло. В прошлом году темпы роста промышленного производства были столь высоки, что даже неблагоприятные тенденции ноября-декабря не ухудшили положения. Более того, остался задел на будущее. Именно этот задел во многом и используется сейчас для оказания государственной поддержки учреждениям образования и здравоохранения, выплаты зарплат и социальных пособий. А на финансирование реального сектора экономики в этом году средств выделено даже на 64% больше, чем в 2008-м.
Для субъектов малого и среднего предпринимательства разработана система предоставления госгарантий, субсидирования процентных ставок, частичного возмещения на оплату приобретенного оборудования.
Чтобы предприятия не лихорадило, приняты меры по сохранению рабочих кадров. Так, дополнительное субсидирование получат те работодатели, которые будут создавать временные места, проводить переобучение людей. Поощряться будут и предприниматели, действующие по программе «Самоопределение». Не оставят без внимания и выпускников средних специальных учебных заведений: создана специальная программа для их поддержки.
В общем, новаций немало. Тюменская область и в таких сложных условиях продолжает оставаться примером для подражания. По оценке Светланы Бужан, запаса прочности нам хватит до конца года. Что же дальше?
Как считает Валерий Гамукин, проректор по экономике ТГУ, у органов власти «не так много механизмов, влияющих на экономику». Для того чтобы их было больше, необходимо подключать к работе научное сообщество. Гамукин предложил создать экспертный совет при МИФУБе. Ученые должны получать адекватную информацию о том, что происходит в регионе, и давать свои рекомендации власти. Без точных экспертных оценок в такой период не обойтись. Например, непонятно, стоит ли строить в городе столько жилья, отвечает ли это реальным потребностям?
Впрочем, стопроцентно верных оценок кризису никто еще не дал. И, вероятно, сейчас это просто невозможно. Владимир Давыденко, заведующий кафедрой экономической социологии ТГУ, пошутил, что «можно дать Нобелевскую премию тому, кто все это безукоризненно опишет».
Тюменские ученые решили не опускать руки и, для начала, создать рабочую группу, которая будет разрабатывать модель «экономической безопасности человека в условиях кризиса». Для совместной работы над этой проблемой предполагается привлечь коллег из института экономики Уральской академии наук, где создана лаборатория экономической безопасности. Вопрос только в источниках финансирования таких исследований. Для их проведения требуется грантовая или спонсорская поддержка.