Городские птицы
Вчера, кроме Дня смеха, в календаре был и Международный День птиц, установленный еще в 1906 г. В Советском Союзе его стали отмечать с 1927 г.
Больше всего от этого праздника повезло скворцам: для них школьники и взрослые заранее сколачивали дощатые домики — и водружали на деревья, поднимали на высоких шестах над домами.
В последние три-четыре года в связи с птичьим гриппом, смертельно опасным для человека, у многих людей отношение к птицам, в том числе и к скворцам, резко переменилось в худшую сторону. Люди опасаются: кто его знает, где он летал, этот милый скворчик?
Однако я думаю, что пути человека и скворца так тесно не пересекаются, чтобы бояться нам этого вестника весны. Надо строить ему дом — пусть живет и поет.
А вообще-то в последние лет пять птиц стало меньше и в городе, и в его окрестностях. Жаворонки пели на окраинах Тюмени, едва появлялись проталины. Теперь не поют. Я в 2007 и 2008 годах весной ходил по утрам пешком через поля учхоза и сады бывшего совхоза «Плодовый» в надежде услышать голоса жаворонков. И не услышал. Орут грачи, вороны, сороки, но жаворонков нет. А без них, можно сказать, весна получается мертвая, хотя это словосочетание звучит жутковато.
И поведение птиц, живущих рядом с человеком, заметно меняется. Например, скворцы уже, бывает, кормят птенцов не насекомыми, а — макаронами. Не однажды я видел, как на территории частной застройки скворцы сами ели на помойке выброшенные вареные макароны и, набрав их в клюв, поднимались к скворечнику, где сразу начиналась веселая возня птенцов. Понятное дело: то надо еще найти, поймать червячка или жучка и по одному таскать в домик, а тут сразу за один недалекий полет — корму всем до отвала! Но выживают ли скворчики после такого кормления и каково их здоровье — сказать не могу.
Горожане, порадуйтесь хотя бы тому воробью, что яростно чирикает на ближнем дереве, радуясь жизни и весне. Бросьте ему щепоть чего-либо съедобного. Им было пережить зиму труднее, чем нам — так давайте подкормим!
***
фото: