Укротители гоночных тележек
На прошлой неделе состоялись ежегодные соревнования на самоходных тележках между работниками завода «Газтурбосервис».
Как рассказал заместитель генерального директора предприятия Борис Пушкарев, руководство гордится, что удалось сохранить все кадры (около пятиста человек), и продолжить добрую традицию необычных гонок на самоходных тележках-тракторах.
Наблюдая это зрелище впервые, невозможно остаться равнодушным.
Все организовано очень серьезно. На небольшом пустыре между цехами расчищена трасса протяженностью около 300 метров. Участники в оранжевых жилетах с номерами сосредоточенно готовят своих «железных коней» – что-то подкручивают, подтягивают… Потом заводят, так же, как моторную лодку, – резким рывком резинового шнура, который наматывается на выступающую из двигателя ось. Уверенно подкатывают к старту, выстраиваясь тройками.
Взмах флага, и оглушающий рев тележек заглушает крики болельщиков. «Танкетки» с гонщиками разгоняются до солидной скорости: поднимают в воздух грязные брызги, подпрыгивают на кочках и несутся наперегонки. Шестико-лесные машины по проходимости напоминают вездеходы и с легкостью преодолевают искусственные насыпи и канавы. Три заезда – на каждую тройку игроков – проходят быстро.
Настроение – праздничное. Зрители кричат, болеют, машут зажатыми в руках флагами и воздушными шариками. Борис Пушкарев вжился в роль комментатора гонки, объявляя результаты и промежуточные итоги. Девушка, наряженная в русский национальный костюм, предлагает делать ставки…
Вокруг – плакаты. Надписи на них внушают оптимизм. Например –
«Быстрее ракеты, Быстрее кометы, Лучше ТС-ки Транспорта нету!»
Несущийся со скоростью до 40 км/час, трактор выглядит по-своему угрожающе. Подступиться к такому железному зверю было страшновато. Об этом уже приходилось задумываться, поскольку по окончании соревнований среди работников завода предстояла гонка среди журналистов.
И вот спустя полчаса подведены итоги. Первым стал Александр Крупченко, слесарь-сборщик цеха
механосборочных работ. Вслед за ним пришли Радик Юсупов и Динар Каримов. Всем участникам гонок достались подарочные сертификаты на покупки в магазинах «Молоток» и «Южный», на суммы от одной до пяти тысяч рублей.
… И вот настал «звездный час» для журналистов. Некоторых (в частности, меня) организаторам пришлось уговаривать – все-таки первый раз, он самый страшный.
Согласились на рискованный шаг шестеро. Все поставили подписи в документе, где написано, что мы соглашаемся на соревнования добровольно и прошли инструктаж. Нервно шутим: «А тележки застрахованы?», «А зрители?», «А «скорая» быстро приедет?»
Садимся на стальных коней. Мне достался синий, почти новенький. Слесарь, выступивший в роли инструктора, деловито объяснил, как им управлять. Все оказалось не так просто. Так же, как и у автомобиля, на тракторе есть коробка передач. Но она двойная, регулирует движение правых и левых колес независимо. Скорости – три, плюс задняя передача. Чтобы добавить «газу», нужно устанавливать в крайнее положение небольшие рычажки на верхней и передней панели. Педалей никаких нет, а вместо руля – две рукоятки, регулируя их положение, можно поворачивать, разгоняться и тормозить.
До конца разобраться во всех тонкостях мне не удалось – на первом круге заезда трактор упорно не хотел слушаться и разгоняться. Вперед вышел посланец «Тюменской правды». Бодро стартовавшая машина с представителем «Регион-Тюмени» почти сразу заглохла и осталась в хвосте. На втором круге мне почти удалось нагнать Леонида Ткачука из «Тюменской правды». Но – увы…
Только вошли во вкус – пришлось с досадой слезать с едва объезженной тележки. Было немного обидно, что нам не дали как следует потренироваться перед заездом. И ехали мы не три круга, а два… А в итоге первые два места получили девушки – Анна Княже-ва из «Сибинформбюро» (в недавнем прошлом корреспондент «Тюменского курьера») и Евгения Зубцова с «Рен-ТВ».
«В чем секрет вашей победы?» – спрашивать я не стал. Ведь секрета никакого не было – девушкам хорошо помогли рабочие, вовремя подсевшие в кузова их тележек. Все-таки, красота – страшная сила.
***
фото: «самоходки» на дистанции;внизу – будущий победитель Александр Крупченко готовится к старту.