Где чистая вода берет начало?
Тюменская область стоит на воде, пропускает через себя русла 14 рек, но проблемы водоснабжения это не снимает.
Российские экологи, изучив общие тенденции в водопотреблении, пришли к выводу, что в XXI веке новых мировых конфликтов не избежать. «Яблоком раздора» на этот раз может стать не завоевание территории, не уголь, не нефть или газ. По словам Марии Мартынчук, руководителя областного управления Роспотребнадзора, ученые считают, что наступивший век будет веком соперничества за чистую питьевую воду.
«Вода. Проблемы решения» – так была названа региональная научно-практическая конференция, которая прошла в архитектурно-строительном университете. Свое видение представили экологи, специалисты санэпиднадзора, руководители областных структур ЖКХ, «Тюмень Водоканала», директора промышленных предприятий. Водоснабжение региона рассматривалось как с точки зрения глобальных макроэкономических процессов, так и с позиций сугубо прикладных, связанных с доочисткой и доставкой воды потребителям.
По мнению заслуженного геолога СССР, кандидата геолого-минералогических наук Геннадия Богомякова, обеспечением территории чистой питьевой водой надо было заниматься давно и серьезно. Ресурсы пресной воды на планете очень ограничены. Из всех мировых водных запасов они составляют не более трех процентов, но и эти «крохи» расположены неравномерно. Россия в этом отношении занимает второе, после Бразилии, место на планете по количеству пресной воды на душу населения. Мы располагаем примерно четвертью всех мировых питьевых запасов. Но удобные для «изъятия» поверхностные воды составляют в этой массе не более 0,01%.
Причем, пресная вода необходима не только для бытовых нужд. Без нее не может существовать большинство промышленных и сельскохозяйственных производств. Например, на выращивание одного килограмма риса требуется до пяти кубометров воды, а население в странах, использующих рис в качестве основной продовольственной культуры, с каждым десятилетием возрастает кратно. Если в начале 90-х годов весь мир потреблял в год около 1000 куб км воды в год, то к 2008 году это число выросло в четыре раза. При таком ежегодном приросте вполне реальна перспектива, когда вода станет дороже нефти.
Торговля невозобновляемыми природными ресурсами, например, нефтью в мире давно поставлена на широкую ногу. Настала пора, считает Богомяков, наладить сбыт и возобновляемых. Если из бассейна Оби и Иртыша взять хотя бы 5-7% от среднестатистического стока и направить его в сторону Средней Азии – можно напоить не только Узбекистан, Казахстан и другие страны региона, но и возродить, например, умирающее Аральское море. Это не поворот сибирских рек, это перераспределение имеющихся водных ресурсов. К тому же, пересыхание большого водоема с высоким содержанием соли – проблема не узко-географическая. Тучи соленой пыли разносятся на сотни, тысячи километров. Выпадение осадков, по химическому составу схожих с солями Аральского моря, зафиксировано даже в Японии. Глобальный эффект этого соленого воздействия на окружающую среду еще недостаточно изучен, еще неизвестно, насколько он влияет на состав почв и урожайность конкретных регионов. Не выяснено, например, почему в последние годы отмечается стабильное снижение урожайности сельскохозяйственных культур в Курганской, Оренбургской и некоторых районах Тюменской области (Сладковском, Армизонском), граничащих с Казахстаном. Есть ли в том вина соленых ветров с Аральского моря?
Правда, экологи на проекте переброса сибирских рек еще в начале перестройки поставили крест. Слишком непредсказуемы его последствия. По словам Марии Мартынчук, руководителя управления Росприроднадзора, решив одну проблему, мы породили бы десятки других. Хотя не исключено, что к этому еще предстоит вернуться. Пока же Россия не готова к такому глобализму.
У нас достаточно и более мелких, но не менее важных проблем, связанных, например, с качеством питьевой воды.
В начале 90-х годов категория большинства тюменских рек колебалась от «грязных» до «очень грязных». Но в 1996 году в области приняли уникальную программу, тогда единственную в России, – «Чистая вода». На ее реализацию, по словам Виктора Нанака, начальника отдела водоснабжения и водоотведения областного департамента жилищно-коммунальной политики, было направлено более 11 миллиардов рублей. Пробурено 567 скважин в водоносных слоях, реконструировано 1300 км сетей, введена в строй 21 водоочистительная станция, почти на треть сократилось количество аварий на трубопроводах… За десять лет ситуацию удалось стабилизировать, но проблемы остались.
Доочистка воды по-прежнему оставляет желать лучшего. Как говорит Мария Мартынчук, в нашей области только одни очистные сооружения – в Тобольске – доводят качество воды до норматива. Вызывает тревогу и качество воды, приходящей из других областей, прежде всего, Свердловской.
Появились и новые, неожиданные проблемы, связанные с водоочисткой. Злую шутку сыграли распространенные в последнее время бытовые приборы этого профиля. При выборочных проверках, проведенных управлением Рос-потребнадзора, выяснили, что в большинстве фонтанчиков в школах и «кулерах» на предприятиях вода после «очистки» становится… опасной для здоровья. Дело в том, что повсеместно не придается особого значения правильному обслуживанию таких аппаратов. В результате, по информации, приведенной Юрием Дмитриенко, начальником отдела санитарного надзора, 39 (!) из 43 взятых проб по микробиологическим показателям оказались неудовлетворительными. Впору говорить о новом санитарном просвещении людей, о том, как научить их грамотно пользоваться системами бытовой водоочистки.
… Спектр проблем, связанных с обеспечением чистой питьевой водой, настолько широк, что даже простое перечисление их не уместилось в рамки одной научно-практической конференции. Подобные совместные форумы ученых и практиков в архитектурно-строительном университете проводятся уже 15 лет. Но океан водных проблем по-прежнему неисчерпаем. Для их обсуждения каждый год находятся темы и предлагаются все новые и новые решения.
В этом году, например, по итогам конференции состоялось подписание договора о сотрудничестве между «Тюмень Водоканалом» и Тюменским архитектурно-строительным университетом. Теория и практика решили объединиться в борьбе за чистую воду.
***
фото: