X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Дипломатия против революции

Фестиваль «Театральная революция» прошел во второй раз.

Трудно ответить на вопрос, почему фестиваль называется именно так. «Театральная» – потому что участвуют театры. Но при чем тут революция?

Два года назад, на первом фестивале, брезжила догадка о концепции. Семь участников представили спектакли, разные по стилю и уровню мастерства, но близкие по духу. Чувствовалось, что артистов, не претендующих на профессионализм (поскольку это фестиваль для любительских коллективов, молодежных и студенческих), волнуют любовь и творчество, а не забота о том, как продать любовь и творчество.

Они свободны в выборе текста и сценического языка, и хотя этот выбор не отличается беспредельной смелостью, все-таки молодые люди действуют без оглядки на вкус толпы. Не стремятся угождать или эпатировать, им важнее высказаться, через свой текст или чужой как свой, воплотить мечту, выплеснуть энергию. В общем, сделать то, что хочется, не слушая рыночной диктовки и опасливых предостережений «взрослого мира».

В этом проявилась революционность.

Мирная революционность. Никто не угрожал взорвать старый театральный уклад, уничтожить пережитки, вызвать ретроградов на бой.

Участники первого фестиваля радовали свежестью, вдохновляли примером.

Вторая «Театральная революция» явила другую картину. Не революционную. И только отчасти театральную.

Картину портят два якобы спектакля, представленные ханты-мансийским театром-студией «Отдыхай» и нижневартовской студией «Сквозняки». Зрители приняли их восторженно. Более того, ханты-мансийская «Комедия о правах человека» получила приз зрительских симпатий.

Автор «Комедии» Александр Фельдман выступил на финальном торжестве с монологом, в котором звучали слова о «телевизионной дряни». Меж тем, его «спектакль» – это и есть телевизионная дрянь. Безвкусная жвачка, из которой выдувают пузыри.

Задник из газет с телепрограммой, который в спектакле не отыгран, можно считать намеком на поверхностные решения, случайность комбинаций и невежество.

Актеры студии «Отдыхай» пытались существовать в заданных условиях, то есть в вакууме. Получился КВН, самый худший из кавээнов, высосанный из пальца, лишенный импровизации и азарта, шаблонный, с натужным юмором.

Герои, будто бы студенты актерского отделения, помогали товарищу подготовиться к роли Баклажана в детском утреннике. Создавали атмосферу. Однако из ничего и получится «ничего», а надо что-то делать на сцене, чем-то заполнять время, и Баклажан вдруг решил рассказать товарищам историю Дедала.

Каким образом история Дедала привязана к истории Баклажана? Никаким. Возможно, миф о Минотавре, Тезее и Ариадне повторяется в частном случае: у Баклажана роман с девушкой, чей брат свиреп как Минотавр. Однако современная версия мифа, исполненная мелодраматически, ничуть не лучше псевдогреческого балагана.

Автор нижневартовской мешанины «Когда падает небо» Елена Гущина тоже, по всей видимости, следовала принципу «куда кривая вывезет». Сюжет: туропе-раторша пригласила научного руководителя своей диссертации, кандидата филологических наук (у туроператорши – декольте и кудряшки, у филолога – благооб-

разный вид и портфельчик), на любовное свидание. Неожиданно пришел ее муж, и не один, а с любовницей, коллегой по заводу, где изготовляют крышки.

Любовница дерет глотку, кандидат наук робко блеет и сжимает коленями портфельчик. Супруги выясняют отношения, в процессе вспоминают романтичную первую встречу, после чего жена поет (у Елены Гущиной приличные вокальные данные). В финале все размазывают сопли.

У нижневартовской постановки одно достоинство: она короткая.

Без этих двух профанаций фестиваль смотрелся бы иначе. Даже цирк «Икар», с наивными попытками приблизиться к драматизму, объединить сюжетом акробатические номера, более уместен в программе молодежных и студенческих театров, чем телевизионная дрянь.

Одобрение публики можно не учитывать, публика радостно приняла все, не различая подлинное и мнимое. Организаторов тоже легко простить: кого пригласили, тот и приехал, да еще спасибо, что вообще состоялся этот фестиваль – в нынешних условиях не до жиру.

Однако не понятна позиция жюри. Всем участникам дали дипломы лауреатов, спецдипломы и спецпризы. Дипломатичное решение уравняло плохое с хорошим.

Спектакль челябинского «Манекена» – «Письма любви», профессионально исполненный, глубокий, атмосферный, основанный на серьезной драматургии, равен кустарным поделкам.

Эксперимент «Небо душно» от «НЛО12» из Екатеринбурга, требующий от зрителя культурной подготовки и развитого интеллекта, равен плоским шуткам.

Социальный пафос постановки учебного театра ТГАКИ «Белое на черном» равен бездушному жлобству.

Достижения «Мимикрии» в спектакле «М/Ж» и «АртФорма» в «Невесте» равны скудоумным изобретениям.

Никто из театроведов и театральных критиков не заявил твердо и определенно: тень, знай свое место.

Идея «театральной революции» не успела оформиться, а уже дискредитирована.

***
фото: cцены из спектаклей «Невеста» (тюменский театр «АртФорм») и«Белое на черном» (учебный театр ТГАКИ).;cцены из спектаклей «Невеста» (тюменский театр «АртФорм») и«Белое на черном» (учебный театр ТГАКИ).

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта