Одна на всех
Начало в NN 39, 42.
Примыкающие к аэропорту «Рощино» улицы носят «авиационные» названия: Самолетная, Планерная… И только одна — фамильная.
ЯКОВЛЕВЫ
В годы Великой Отечественной войны две трети советской истребительной авиации составляли самолеты авиаконструктора Александра Яковлева. На истребителях Як-3 воевали и французские летчики 1-го Краснознаменного ордена Александра Невского истребительного авиаполка «Нормандия-Неман».
С мая 1944-го в составе этого полка сражался с немцами лейтенант Леон Углофф, уроженец села Троицкого Тюменского уезда (сейчас Нижнетавдинский район). Пока загадка: как он после 1919 года оказался во Франции, получил там французское гражданство и окончил авиашколу ВВС? На самолете Яковлева наш земляк Леонтий Углов, так назвали его при рождении 4 октября 1919-го, одержал пять побед (из них четыре в группе). Последний «фоккер-190» он сбил 27 марта 1945-го над Пиллау (сейчас Балтийск). Всего летчики «Нормандии-Неман» уничтожили 273 самолета противника. Леонтия-Леона наградили орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». 20 июня 1945-го французские летчики на 41 подаренном Советским правительством Як-3 вернулись на родину. Через два года лейтенант Углофф погиб в небе над столицей Марокко Рабатом. Самолет упал в Средиземное море.
Заслуги создавшего серии венных и гражданских винтокрылых и реактивных самолетов генерал-полковника авиации Яковлева были достойно отмечены государством: две звезды Героя Социалистического Труда (1940, 1957), 10 орденов Ленина, два ордена Красного Знамени, ордена Суворова 1-й и 2-й степени, Отечественной войны, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, Ленинская, Сталинская и Государственные премии (всего девять). Бюст в Москве на ленинградском проспекте и улица в Тюмени, где знаменитый авиаконструктор никогда не был.
Но в нашем городе окончил железнодорожное училище и работал помощником машиниста тепловоза еще один Яковлев — Анатолий.
В 1968-м его призвали на военную службу в пограничные войска на границу с Китаем.
Тогда перед пограничниками 57-го пограничного отряда, находившегося в стадии формирования, стояла практически невыполнимая задача — малыми силами, не применяя оружия, раз за разом вытеснять с советской территории претендовавших на нее китайцев. Эти столкновения быстро перерастали в драки, в ход шли палки, колья и дубины. Запрещено было только одно — стрельба.
Утром 2 марта 1969 года пограничники во главе с начальником заставы в рыбацком селении Нижне-Михайловка старшим лейтенантом Иваном Стрельниковым привычно потребовали от китайцев оставить необитаемый остров Даманский — весной его практически полностью заливала река Уссури. Вместо ответа китайцы открыли огонь…
Когда подоспел с подмогой начальник соседней заставы старший лейтенант Виталий Бубенин, двадцать два советских пограничника были расстреляны в упор.
К исходу первого часа боя Бубенин был ранен и контужен при разрыве мины, но из боя не вышел. При абсолютном численном превосходстве китайцы ничего не смогли сделать с небольшой группой советских пограничников. Ни один из них не сплоховал, ни один не поддался панике, ни один не отступил, хотя шанс выжить был минимальным.
Когда бронетранспортер Бубе-нина подбили китайские артиллеристы, раненый и контуженный офицер пересел в бронетранспортер погибшего Стрельникова и ворвался с фланга в расположение китайцев — прямо на их командный пункт. Безостановочно работавший крупнокалиберный пулемет рассекал вражьи цепи -китайцы поддались панике и побежали.
Через день в Имане (нынешнем Дальнереченске), где квартировало командование погранотряда, прошли первые похороны. Почему-то в Москве рассчитывали на то, что китайцы больше не полезут. И допустили непростительную ошибку, за которую опять пришлось заплатить кровью наших пограничников.
С самого утра 15 марта 1969 года при поддержке артиллерийского и минометного огня китайцы пошли в наступление. Под напором превосходящих сил противника пограничники, не имевшие тяжелого оружия, отошли. Китайцы заняли остров Даманский. Войскам Дальневосточного военного округа было запрещено вмешиваться в инциденты на границе: использование армии — это уже война.
Не располагавшие силами и средствами для общевойскового боя пограничники пошли в контратаку. Китайцы подбили бронетранспортер, в котором находился Толя Яковлев. Он выбрался из горящей машины и огнем из автомата прикрыл отход раненых товарищей. Пуля китайского снайпера попала ему в голову.
Только поздно вечером, после целого дня боев, Москва разрешила военным использовать ракетные установки залпового огня «Град». После десятиминутной обработки острова ракетами китайцы отошли.
Наши потери составили 58 человек убитыми и 94 — тяжелоранеными. В бою погиб командир погранотряда полковник Демократ Леонов. В Тюмень и Тобольск ушли «похоронки» на Анатолия Яковлева, Юрия Ахметши-на, Александра Шестакова, Владимира Кобзева.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 июля 1969 года рядовой Яковлев был награжден посмертно медалью «За отвагу». Его именем назвали тепловоз и внесли в книги почета Государственного комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию и Тюменской городской комсомольской организации.
Через полгода Даманский отдали Китаю. Китайцы назвали его Чжэньбаодао, засыпали протоку между берегом и островом, и теперь о событиях сорокалетней давности напоминают лишь могилы советских пограничников в центре Дальнереченска.
Историк Леонид Млечин считает, что тогда китайское руководство не хотело большой войны с Советским Союзом. Но если бы старшие лейтенанты Стрельников и Бубенин и другие пограничники, сражавшиеся в марте 1969 года не острове Даманском, не проявили поразительного мужества, стойкости и готовности, если надо, умереть в бою, то у китайцев вполне могло возникнуть желание вновь и вновь проверять штыком прочность советских границ.
Поэтому улица Яковлева в пригороде Тюмени стала не только воплощением памяти об одном из создателей оружия Победы в Великой Отечественной войне, но и гордости за 19-летнего парня, доказавшего ценой жизни способность другого поколения советских людей защитить этим оружием честь и достоинство своего Отечества.
Продолжение следует.
***
фото: вот здесь и ищите улицу Яковлева;а она крохотная — только два общежития, которые перед вами