От физики к лирике
«Мы много лет ведем двойную жизнь» — с такого интригующего заявления начали свой концерт в Тюмени Татьяна и Сергей Никитины.
Но у кого какая «двойная жизнь», а у Никитиных — поэтическая. Много лет они, несмотря на кандидатские звания по физике, продолжают петь и сочинять музыку на стихи любимых поэтов. К кругу их предпочтений принадлежат не только великолепные современные — советские и российские мастера поэтического слова, но и такие классики, как Шекспир. Песни на его стихи в переводе Давида Самойлова они написали, например, для спектакля «Двенадцатая ночь», который постав-пен в московском театре под руководством Николая Фоменко.
Одна из песен, звучащих в этом спектакле, — «Ария шута» — открыла выступление Никитиных в Тюмени. Хотя для начала сольного концерта название ее звучит, пожалуй, несколько необычно: «И все не то, и все не так». Выбор, на первый взгляд, странный, надо бы что-нибудь узнаваемое, но настоящий талант никогда не идет проторенным путем, тем он и интересен. К тому же, в смутные кризисные времена, действительно, никому уже не понятно, «что есть то и что есть так». Может, поэтому рефрен этой песни так быстро лег на душу тюменцев, и они с удовольствием начали подпевать. Такое редко бывает с первых минут концерта.
После шекспировской темы зал легко воспринял переход к поэзии Бориса Пастернака («А снег идет…») и Булата Окуджавы. Татьяна Никитина, взявшая на себя также миссию ведущей, рассказа-па, что в марте в серии «ЖЗЛ» вышла книга Дмитрия Быкова «Булат Окуджава». Им удалось ее прочитать одними из первых, буквально накануне приезда в Тюмень. Для семьи Никитиных Окуджава не просто легенда, личность, сделавшая очень много не только для советской, но и для мировой культуры {в Чили ему воздвигнут памятник, во Франции выпущен первый «золотой диск»). Для них он — «человек из нашей биографии». Еще при жизни Булат Шалвович доверял Сергею и Татьяне исполнять свои песни на авторских вечерах. Три из них Никитины спели вместе с тюменскими слушателями: «Заезжий музыкант» («Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе»…), «Надежды маленький оркестрик» и «Ваше благородие». Причем, в известном шлягере из фильма «Белое солнце пустыни» тюменцы сделали типичную ошибку: начали первый куплет со слов «госпожа удача». «Все-таки неисправимый романтик наш народ», — пошутил Сергей Никитин. Песня-то начинается не так оптимистично — со слов о «госпоже разлуке». «Удача» у Окуджавы появляется только в третьем куплете!
Как Окуджава в свое время дал Никитиным своеобразную путевку в жизнь, так и сами они сделали многое, чтобы познакомить слушателей с новыми именами и талантами. Так, они вывели на сцену и «заставили петь» их близкого друга Виктора Берковского. Одна из самых известных его песен на слова Михаила Светлова — «Гренада». Существовавшие до него вариантов 10-15 этой песни как-то сразу забылись, и народной стала «Гренада, Гренада, Гренада моя» в исполнении Берковского.
Благодаря Сергею Никитину известными стали и стихи Александра Величанского «Под музыку Вивальди». Эта песня стала и первой визитной карточкой семейного дуэта.
С легкой руки Никитиных на сцену за эти годы вышло немало «физиков» по профессии и лириков по призванию. Один из них, Виктор Синельников — металлург-прокатчик, профессор, преподаватель Института стали и сплавов. Потом Виктор шутил, что совместное с Никитиными творчество, возможно, далось ему так легко потому, что «в одиночку никакого металла не прокатишь», металлургия -тоже своеобразное общественное творчество. Вот так, шутя, однажды и родилась известная песня на слова Р. Киплинга в переводе С. Маршака «На далекой Амазонке не бывал я никогда».
«Поэт тем и отличается от обычного человека, что его слова находят отклик в самых разных поколениях», — так Сергей Никитин сказал уже про другого «открытого» им поэта — Бориса Рыжего. Он родился в Челябинске, жил в самом «бандитском» районе города и ушел из жизни в 27 лет. «Мы познакомились с его творчеством года два-три назад, случайно, — рассказывал Сергей Никитин, — и уже не первый год живем под его знаком. Мы читаем и читаем его друг другу вслух, и нам очень хочется поделиться этим открытием с людьми».
Иногда «процесс присвоения чужих стихов», по словам Сергея Никитина, заходит так далеко, что «начинаешь думать, будто ты сам все это написал». Так случилось, у него, например, с поэзией Юрия Левитанского. А стихотворение поэта «Всего и надо, чтоб вглядеться…» стало настоящим манифестом Никитиных.
Впрочем, семейный дуэт всегда уходил от слишком прямолинейных трактовок своего творчества. Творчество на любой стезе — физической или лирической -вещь непредсказуемая. У настоящих поэтов и музыкантов нет «периода полураспада»: «элементарные частицы» их творчества живут практически вечно.
***
фото: Татьяна и Сергей Никитины на концерте в Тюмени