Серьезном профессия музейного агента
Мария Чудаева знает наверняка: самое важное в работе музейного агента -улыбаться, быть внимательной и доброжелательной.
Ее часто можно увидеть на улицах города с пачкой рекламных флаеров, которые она раздает вечно куда-то спешащим тюменцам.
— Музей изобразительных искусств приглашает вас на открытие новой интересной выставки! — говорит прохожим Маша. — Мы будем рады вас видеть!
В январе музейный комплекс объявил о наборе людей в агентурную сеть. Агентом музея мог стать каждый желающий, не равнодушный к искусству. Агентам предлагалось стать информационным посредником между музейным комплексом и горожанами. Маша вошла в число 15 новых сотрудников, которые сегодня работают в музее.
В музее она чувствует себя свободно: показывает нам экспозиции, размещенные в холле, знает всех сотрудников, приветлива со всеми, обаятельна. Ее любимая экспозиция — отчетная выставка Бориса Паромова «Россия земная и небесная»: пройти мимо картин художника Маша не может, ее привлекают «космические» работы, где есть звезды, небо, черный провал космоса. Она считает, что над этими полотнами можно размышлять.
— В основном, агенты — это школьники и студенты, — рассказывает Мария и по-взрослому рассуждает. — Кто еще может позволить себе работать бесплатно, просто потому, что интересно? Я вот учусь в восьмом классе школы N 40.
Интерес к музейным залам, экспонатам и жизни среди них у нашей героини возник еще в начальной школе: ее мама работала в музее, каждый день рассказывала о том, что там происходит. Так что, когда от мамы поступило предложение стать агентом, Маша согласилась, не раздумывая. А что? Все музейные закоулки, все постоянные экспозиции она и так знает!
Однако работа агента оказалась не такой простой, как думалось вначале.
— Я столкнулась с инертностью людей, — Маша грустно качает головой. — Например, была у нас в музее акция: мы раздавали на улицах рекламные листки, которые можно потом обменять на билеты и бесплатно сходить на какую-нибудь выставку. Мы раздали 200 «рекламок», а обменивать их на билеты пришло только четыре человека…
О музее она рассказывает и в своей школе, но и здесь наталкивается на ответы вроде: «Мы не пойдем в музей, у нас ЕГЭ, некогда, не хотим, не интересно». Она пытается убедить учителей и одноклассников, что поход на выставку — это тоже образовательный процесс, только более интересный, чем в классе за партой, но удается это далеко не всегда.
Маша, впрочем, не отчаивается. Она знает, что есть люди, которых не нужно приглашать, они обо всем разузнают сами и сами придут, потому что живо интересуются искусством.
— Это те люди, с которыми я учусь в художественной школе имени Митинского, — говорит она. — В нашем классе ученики разных возрастов, есть семилетние, а есть — семнадцатилетние. Нас учат графике, живописи, скульптуре и истории искусств. Видимо, учащиеся «художки» более подготовлены к восприятию живописи, чем мои одноклассники в обычной школе.
Правда, становиться художником или искусствоведом наша героиня не планирует. Она мечтает стать архитектором. Сначала закончить художественную школу, потом факультет дизайна в училище искусств, а потом — строительную академию. Мама предлагает ей учиться в Санкт-Петербурге, но Маша не соглашается, слишком многое связывает ее с родным городом, где живут все друзья и родные, где есть музеи, в которые она ходит с детства, любимая «художка» с ее педагогами.
Может, когда-нибудь Мария Чудаева украсит Тюмень красивыми новыми зданиями? Или станет реставрировать и спасать от сноса те немногие тюменские памятники деревянного зодчества, которыми и сегодня не может не любоваться? Маша пока не знает, но улыбается: «Почему бы и нет?»
***
фото: Маша в музейных интерьерах;Маша в музейных интерьерах