Воин сурового Севера — Остап Шруб
![](https://tm-courier.ru/wp-content/uploads/2020/08/122237.jpg)
Он всегда отличался от других мятежностью духа. Друзья называли его «воином», которым он и был во всем и всегда.
Хотя речь идет о человеке, с, казалось бы, сугубо мирной профессией — художник. 7 марта живописцу Остапу (Виктору) Павловичу Шрубу исполнилось бы 85 лет.
В тюменском архиве социально-политической истории есть коричневая папка с надписью «Остап Шруб», хранящая черно-белые фотографии серьезного человека. Вот он стоит на фоне буровой вышки с кистью в руках, а вот он рядом с другими живописцами на съезде художников СССР в Москве, который прошел в 1988 году. Здесь же стопка фоторепродукций его картин: портреты ударников труда, северные пейзажи с размытыми дорогами, вдоль которых тянутся линии электропередачи, буровые вышки среди болот — суровый край, мужественные люди… Подлинники этих картин хранятся в музее изобразительных искусств.
Главный специалист архива Евгения Шарапова в преддверии дня рождения Мастера собрала о нем подробную справку.
«Художник-фронтовик родился в 1924 году на Украине, в Херсонской области. В 1942 году, будучи 18-летним парнем, добровольно ушел в Красную Армию, закончил военно-пехотное училище и вернулся на фронт командиром пулеметного взвода, затем назначен командиром взвода разведки. Участвовал в боях на Украине, в Румынии, Венгрии, Чехословакии. Войну закончил в звании гвардии старшего лейтенанта. Награжден двумя орденами Отечественной войны, медалью «За взятие Будапешта»…
Искусствоведы рассказывают, что Остап Павлович хранил дома фронтовые каски, бескозырки, осколки гранат, горсть севастопольской земли… Другие говорят, что на войне Шруб мечтал получить орден Александра Невского. Но орден — полководческий, а он был только командиром роты.
После войны он поступил в Одесское художественное училище имени Грекова, но после его окончания не считал себя художником, говорил, что «встал только на одну ногу, а нужно — на обе». И поступил в институт имени Репина в Ленинграде.
Годы учебы будущий художник потом будет вспоминать как самый счастливый период своей жизни. Дипломная картина «Священные камни Севастополя» была оценена на «отлично». Его звали в Одессу, Киев — преподавать. А он в 1960 году поехал в Тюмень. За романтикой, за трудностями. Не искал пути легкого, его привлекал подвиг — военный, трудовой. А с сибиряками художник познакомился еще в военные годы, считал их самыми надежными и выносливыми людьми.
Из справки:
«В 1961 году Остап Павлович Шруб первым из тюменских художников отправляется в поездку на север Тюменской области, к нефтяникам. Тогда этот край только начинал пробуждаться, но люди, стоявшие у истоков большого дела, и сама северная природа покорили художника».
В самом начале шестидесятых сюда ехали «за туманом», а еще ехали «бороться» и «побеждать». Маршруты поездок художника были не курортными: Нижневартовск, Мегион. Если попробовать определить характер его творчества этого периода, то, скорее всего, оно имеет романтическо-драматическую направленность.
В это же время Остап Шруб много путешествует по сибирским деревням, пишет портреты свинарок и трактористов. Позднее, выступая на съезде художников СССР в Москве, он так скажет об этом:
«Я испытал потрясение, видя деревни: пьянство, грязь, покосившиеся избы; в магазинах -вздутые ржавые банки консервов, калоши и махорка, батареи водки».
Выступление Шруба, напечатанное на пожелтевших станицах, также хранится в архиве.
Особенно искусствоведы выделяют период его жизни с 1962 по 1972 год — художник провел это время в Тобольске.
Из справки:
«Этот период стал для художника самым плодотворным… К 375-летнему юбилею города он выполнил на стене Тобольского кремля мозаичный триптих «Семен Ульянович Ремезов». В это же время появилась картина «Мальчишка» — групповой собирательный портрет-памятник тем солдатам, что пали в боях молодыми. Именно в Тобольске состоялась его первая персональная выставка».
Шруб работал интенсивно, жадно и разнообразно. Его полотна той поры имеют почти репортажный характер. Такова картина «За большую землю!», посвященная геологам и авиаторам Севера. Сюжет прост: среди снегов, вокруг крохотной елочки, собрались люди, приехавшие с «большой земли» покорять Север. За плечами у них годы суровой жизни, полной лишений, но есть и память о доме, в честь которого этот новогодний тост — «За большую землю!»
Другое его полотно — «Погиб при исполнении» — посвящено герою-милиционеру. В картине нет ярко выраженного действия, просто родные и близкие погибшего собрались, чтобы почтить его память. Темные, минорные тона, в которых выполнена картина, рождают образ скорби, причем, не бытовой, а драматично-возвышенной.
У Остапа Шруба состоялось всего пять персональных выставок: две — в Тобольске, три — в Тюмени. Зато ему удалось показать свои работы на множестве областных, республиканских, региональных выставок.
Он умер 75-летним — почти десять лет назад, 6 мая, в день открытия своей юбилейной выставки, не дожив до него несколько часов.
Через полтора года после смерти ему присвоили звание заслуженного художника России. А для знакомых и друзей он так и остался — «воином».
***
фото: Остап Шруб;его картина «Черемухи цвет»