X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Школа хочет быть интересной

Три года реализации национального проекта «Образование» существенно изменили лицо современной школы.

Однако выражение этого лица по-прежнему не такое улыбчивое, как хотелось бы всем — представителям власти, педагогам, родителям и самим школьникам.

2 марта Павел Креков, директор городского департамента по образованию, рассказал о том, что изменилось за эти годы в школах Тюмени.

— Сложная экономическая ситуация, неизбежное сокращение финансирования… Но национальный проект никто не отменял, — этими словами, предупреждая вопросы коллег, начал Павел Владимирович. — К тому же есть в национальном проекте направления, которые требуют, в первую очередь, не денег, а активности педагогов. Учиться должно быть интересно!

Специалисты департамента не устают повторять: если 30 лет назад стандартная система образования (когда педагог просто рассказывает тему урока) еще работала, то сегодня школьники без интереса отсиживают урок, попросту проводят в классе положенное время. И объем информации, который они «уносят в головах», как правило, минимальный. Этому есть причины: появление множества развлекательных центров, кинотеатров, всеобщая компьютеризация и, как следствие, массовое увлечение красочными компьютерными играми. Даже книги теперь можно не читать, а слушать. После таких развлечений, не требующих внимания и усидчивости, школьникам еще сложнее сосредоточиться на уроках, которые кажутся им скучными из-за традиционной подачи материала.

Стараясь исправить ситуацию, департамент открыл в тюменских школах инновационные центры, которые и занимаются тем, что делают жизнь школьников интереснее. Сегодня в Тюмени действует 21 инновационная школа. В этом году шесть тюменских школ стали победителями Всероссийского конкурса образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные технологии: гимназия N 5, лицей N 93, школы NN 25, 60, 65, 73. Это городские экспериментальные площадки.

Полученные на конкурсе деньги (награда победителю — миллион рублей) школы тратят на компьютерное оборудование, музыкальные инструменты, электронные средства обучения, а также на повышение квалификации педагогов.

Все это — использование сети Интернет, создание базы, позволяющей вести учет учеников, мониторинг внеурочной занятости ребят — позволяет сделать школьные годы интереснее, а школы — современнее.

Павел Креков рассказал еще об одном полезном нововведении: в этом году департамент откроет ресурсные центры, на базе которых будет организовано дистанционное обучение 42 детей с ограниченными возможностями здоровья. Если центр сможет работать успешно, то количество ребят, обучающихся на расстоянии от школы, постепенно увеличится.

Главная роль в процессе повышения качества образования и воспитания отведена все же учителю, а не инновационной программе.

— Педагог должен не только учить, но и воспитывать, — уверен директор департамента. — А чтобы воспитывать, он должен понимать детей. В связи с этим для классных руководителей 8-11-х классов организован цикл лекций о современном кино, театре, музыке и литературе. Особое внимание мы уделяли информации о молодежных неформальных объединениях. Учителя должны понимать, чем эмо отличаются, скажем, от панков. Понимать язык, на котором говорят дети. Это поможет выстроить диалог между взрослыми и школьниками.

«Строить диалоги» будут все педагоги, но классным руководителям о ребятах своего класса желательно знать как можно больше. В связи с этим председатель координационного совета Вера Соловьева, заместитель главы администрации города, спросила: есть ли в школах классные руководители, которым приходится курировать сразу несколько классов?

— Такая практика не приветствуется, — осторожно ответил Креков. — Учителя такие пока есть, примерно пять процентов от общего числа педагогов.

— Только пять процентов? -уточнила Вера Константиновна.

— Да, — подтвердил глава департамента. — Но и это число сокращается.

Среди достижений школьной системы города Креков назвал и такое: 93 процента учащихся занимаются в кружках и секциях детско-юношеских центров и школ. Наиболее популярны физкультурно-оздоровительные секции (их посещает более 23 тысяч человек, то есть 44 процента всех учащихся) и кружки художественно-эстетического направления (15 тысяч человек, 29 процентов).

Павел Владимирович уверен, что плотная занятость ребят в кружках и секциях напрямую повлияла на уровень подростковой преступности в городе, которая за последний год снизилась на 15 процентов.

— Так что расхожее мнение о том, что подростки все чаще становятся участниками мелких уличных преступлений, беспочвенно, — считает Креков.

Ошибаются и те, кто ругает сегодня качество школьного образования, а не делает этого только ленивый. Между тем, директор департамента говорит о том, что благодаря национальному проекту качество значительно выросло, и успехи тюменского образования признаны на региональном уровне. Каждый год тюменские ребята становятся призерами и победителями предметных олимпиад и конкурсов. За три года восемь школьников получили премию Президента России, а премию губернатора Тюменской области — 15 талантливых учеников. Тюмень может похвалиться и результатами сдачи ЕГЭ, которые улучшаются год от года.

Услышав об успехах в сдаче единого государственного экзамена, Вера Соловьева предложила директору департамента не торопиться с подведением итогов в этой сфере:

— Положительная динамика результатов ЕГЭ должна быть устойчивой, — говорит она. — Если мы в прошлом году хорошо сдали русский язык, то бросать все силы на математику рано. Чуть расслабятся учителя, решив, что с русским все в порядке, сразу окажется, что это не так.

— Расслабляться мы им не даем, — заверил Павел Креков.

В доказательство он рассказал, что департамент старается повышать качество образования не только школьников, но и самих педагогов. Учителя проходят курсы повышения квалификации. Причем эти курсы — не разовые, как было когда-то, они превращены в непрерывный процесс. Черпая на курсах новые идеи, учителя вполне успешно, по словам Крекова, воплощают их в классе, а затем участвуют в профессиональных конкурсах. Так, в 2008 году в городских конкурсах приняли участие 354 педагога. А в прошлом году — 223.

Участники совета признали годовые итоги реализации национального проекта успешными. Однако решили собираться один раз в два месяца, чтобы быть в курсе, как решаются существующие проблемы, возникают ли новые, и сообща искать для них решения.

***
фото:

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта