На горе ушибов на считают
В первый день весны спортсмены прощались со склонами Воронинских горок: хоть снег еще и лежит, но скоро придется забыть о зимнем развлечении.
… О том, что на горе много желающих прокатиться на лыжах, сноуборде или санках, говорила переполненная автомобильная стоянка. А стоило посмотреть наверх — на фоне неба можно было разглядеть разноцветную толпу. Но на окружающих лучше не заглядываться: можно столкнуться с подъемниками, которые, казалось, двигались со всех сторон. К тому же, тюменские горки устроены так, что лихой сноубордист может проехать практически везде, показаться из-за любого поворота — и пронестись мимо шумно и стремительно.
Как всегда, толпа катающихся разделилась. На учебном склоне (он более пологий) были те, кто не имеет большого опыта в сноубординге. На этом склоне можно падать — и никто не обвинит в неуклюжести, потому что здесь многие в первый-второй раз.
А на двух склонах покруче (где трасса подлиннее) в двенадцать дня минувшего воскресенья начались соревнования. В последний раз этой зимой спортсмены (большинство не старше двадцати лет) выясняли, кто владеет доской лучше, кто не боится крутизны склонов. На горках устроили соревнования по слалому и джиббингу.
Вообще, в этом виде спорта используется масса непонятных слов — по крайней мере, для того, кто катается нечасто или вообще никогда не управлял доской. Одни названия фигур и прыжков чего стоят: фифти-фифти, регуляр, борд-слайд — начинающему без словаря точно не обойтись. Лучше все самому увидеть и, если будет желание, попробовать.
Если слово «слалом» на слуху, то понятие «джиббинг» многие попросят пояснить. Джиббинг -езда, скольжение по фигурам, сделанным из металла или дерева, имитирующим элементы городской архитектуры. Это одна из самых опасных и зрелищных дисциплин в сноубординге.
На вершине горы сидит девушка: неужели она тоже будет прыгать на металлические фигуры высотой в метр? Оказалось, Жанна сама не прыгает, но болеет за друга Вову. Он-то нам и пояснил:
— В джиббинге все элементы делятся на два вида, в зависимости от того, как подъезжаешь к фигуре, лицом или спиной. Есть элемент «борд-слайд»: выполняя его, нужно в прыжке повернуть борд на девяносто градусов. «Регуляр» требует выставить вперед левую ногу.
Сколько раз нужно упасть, чтобы научиться всем приемам владения доской, никто на горе так и не смог точно сказать. Отвечали, что много, что не считали — и вообще, это не важно. В спорте не жалуют тех, кто считает падения: результат, мастерство — вот к чему нужно стремиться.
Наш новый знакомый Вова сказал:
— Знаете, мало кто сюда пришел за победой. Нам просто нравится то, чем мы занимаемся: это драйв, адреналин. Конечно, кто-то катается лучше, кто-то хуже, но всегда можно найти человека, который научит тебя новому.
Антон Лимаренко был самым юным участником воскресного соревнования. Если переставить цифры номера на его груди, получится возраст — 13 лет.
С номером, конечно, получилось случайно. А вот этим видом зимнего спорта Антон занимается уже два года, осваивает все новые и новые элементы. В воскресенье Антон соревновался со старшими ребятами в джиббинге.
— Риск, конечно, большой, но без него я уже не могу жить. Летом катаюсь на скейтборде, зимой езжу на гору, — рассказал Антон. Пусть в воскресенье он не стал лучшим в джиббинге, все-таки у старших ребят и опыта больше. Зато через несколько лет, когда и ему будет шестнадцать-семнадцать, Антон наверняка покажет класс.
На соседнем склоне ветер развевал синие и красные флаги -здесь проходили соревнования по параллельному слалому. Судья Евгений Шавшин, наблюдая за спортсменами на трассе, объяснил:
— Для этой дисциплины нужна жесткая, длинная и узкая доска, с жесткими креплениями и ботинками. Слаломная доска позволяет сильно разгоняться — поэтому я сейчас оцениваю скорость и качество прохождения трассы. Участники стартуют парами, объезжая флаги определенного цвета. Конечно, кое-кто падает, но это не страшно: поднялся и поехал дальше.
В слаломе участвовали и девушки: эта дисциплина менее травмоопасна, чем джиббинг. С Еленой Черданцевой мы поговорили прямо перед ее стартом — девушка не могла дождаться, когда ее вызовет судья:
— Сил нет, очень волнуюсь. Я ведь на борде всего лишь второй сезон катаюсь, до этого были горные лыжи и коньки. Наша компания — пятнадцать человек — приехала из Тобольска, специально на соревнования. Встретили нас очень хорошо, поселили здесь же, на базе. Ой, мне пора! Пожелайте мне удачи, может, займу призовое место.
Лена унеслась вниз по склону, безошибочно объехав все красные флажки. Молодец! Но, видимо, есть более опытные, по-спортивному злые сноубордисты. И победа досталась им. Среди девушек старше двадцати лет первой стала тюменка Наталья Шаварова, а у младших — Лиза Измайлова, тоже из Тюмени. А среди парней в слаломе лучшими были тоболяки Алексей Козлов и Виталий Русанов.
Я помню свое знакомство со сноубордом: мы с другом приехали на Воронинские горки как-то в понедельник, прокат не работал, был выключен подъемник. Глядя с горы вниз, я втайне обрадовалась: случай подарил мне лишний день жизни. Может, не судьба мне научиться кататься на сноуборде: страшно все-таки. Но друг настоял, заставил даже надеть его ботинки сорокового с лишним размера — и от горы мне уйти не удалось.
Понимаю тех, кто говорит, что не считал количество падений: это становится, и правда, не важно. Адреналин и жажда нового побеждают, и хочется скатываться снова и снова — пока не станешь хоть на шаг ближе к мастерству.
***
фото: на слаломной трассе;Елена Черданцева;Антон Лимаренко;«джибберы» отдыхают в ожидании старта и наслаждаются зрелищем, которое никогда не может надоесть