X

  • 21 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 129
  • 5628

«На земле бывает слишком скучно»

Собрать самолет совсем не сложно: могут помочь токарный станок и инженерный опыт. Вот уже больше двадцати лет эти помощники не изменяют тюменскому инженеру Александру Павлову.

Дельтапланы и самолеты, собранные его руками, летали над Тюменью, над Ялуторовском и Кемерово… Дельтапланов было много: сколько их собрал с друзьями с восьмидесятых годов прошлого века, Павлов не считал. А вот каждый из самолетов вспоминает с теплотой — и рассказывает о них с горящими глазами:

— Мы с помощниками собрали самостоятельно два самолета, сейчас на очереди третий. Ему, наверное, через год жизнь дадим. На таком самолете можно петом поля под Тюменью опрыскивать «химией» — тоже заработок…

Когда мы ехали в ангар, где работает Александр Леонидович, казалось удивительным, что на городской окраине — на улице Восстания -рождаются настоящие самолеты. Не из листа бумажного складывают и не самолетики конструируют для авиамодельного спорта, а создают настоящие летательные аппараты, которые могут подарить радость полета человеку.

Однако инженер к самому процессу относится спокойно и его не романтизирует:

— Каждый из нас сидел днем на своей работе — по образованию я ведь инженер-электрик — но хотелось еще чем-то заниматься. Начали с друзьями с дельтапланов, а в восемьдесят пятом собрали первый самолет. Это совсем не сложно, если есть чертежи и кое-какие знания. Мы ведь не братья Райт, которым все с нуля приходилось начинать, придумывать самолет, чтобы летал. Сейчас чертежи есть в Интернете, многие можно купить…

Самолет начинается с чертежа. Детали его создаются как по выкройке: сначала из доски вырезаются деревянные части крыла, фюзеляжа — а затем контур переносится на лист алюминия. Алюминий разрезается специальными ножницами, край обрабатывается шлифовальной машинкой — и детали соединяют либо болтами, либо заклепками…

Так легко об этом рассказывает инженер, будто объясняет, как складывать детский конструктор. Смотришь — и кажется, всякий может научиться… Но в голове не укладывается: как это все поднимется в воздух?!

Александр Леонидович смеется:

— Металлический самолет летает с той же легкостью, что и бумажный. Формулы есть в любом учебнике физики. Существует понятие «подъемная сила крыла». Понимаете, над закругленной поверхностью крыла воздух проходит быстрее, чем под плоской нижней частью. Воздух сверху становится разреженным, давление его меньше, чем у воздуха внизу крыла — благодаря этому крыло тянет вверх…

Чтобы самолет летал, требуется двигатель. Авиационные двигатели дороги — у тюменского инженера в ход идут модернизированные автомобильные, марки «субару»: они позволяют подниматься до трех-четырех километров. Этот двигатель требует соответствующего топлива, поэтому собранные в Тюмени самолеты летают на АИ-95, потребляя восемнадцать литров в час.

Будь его воля, Александр Павлов разрешил бы летать всем:

— Каждый год я бываю на вы ставке малой авиации в пригороде Чикаго. В Америке существует свобода полетов, там развитие авиации — почти национальная идея. Вы не представляете, сколько там интересного сколько моделей самолетов можно увидеть! У нас на всю страж конструированием малых самолетов занимаются около десятка фирм. И так много преград дл5 желающих летать…

Вообще-то, по словам инженера, управлять его самолетами не труднее, чем машиной. Для этого требуется лишь пилотское удостоверение, выданное ДОСААФ. Чтобы получить такой документ, нужно налетать определенное количество часов на учебном самолете, но это не каждому по карману: освоить летную программу стоит около 240 тысяч рублей.

Самолет тоже должен быть готов к встрече с небом. По словам инженера, зарегистрировать аппарат чуть ли не сложнее, чем собрать его:

— Сначала нужно получить сертификат летной годности на технику — для этого приглашаем комиссию из Москвы. Сам процесс подачи заявки очень, на мой взгляд, затянут… Затем каждый год приходится проходить техосмотр: эта процедура тоже длительная, и требует специалистов из столицы…

Но тот, кто хочет летать — неминуемо полетит. И его не испугает то, что летать можно только по заявке, заранее поданной на аэродром. И рваться в небо можно исключительно с определенного участка земли — с зарегистрированной площадки для взлета. Но преодолеть все эти преграды, которые существуют для безопасности самих летчиков, — стоит. Александр Павлов говорит:

— Мы с напарником Дмитрием делаем самолеты не столько для бизнеса (хотя один стоит порядка полутора миллионов рублей), сколько для души. Нет, я не разговариваю со своими самолетами, не даю им имен, как делают некоторые автолюбители. Самолет для меня — это способ увидеть что-то необычное, оторваться от повседневности. Бывает, так потянет в небо! Там ведь очень интересно: пространство расширяется, видишь все совсем по-другому. Возвращаешься на землю — ловишь себя на мысли, что опять хочется в полет…

***
фото: Александр Павлов;Дмитрий Носков — единственный помощник Павлова в сборке крылатой машины;а этот самолет уже поднимался в небо

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта