Малый бизнес готов к труду и обороне
— Общая картина состояния малого бизнеса у нас есть, — рассказал начальник управления по потребительскому рынку Анатолий Канов на отраслевом совещании 20 февраля. — Сфера бытовых услуг не пользуется таким спросом, как, например, сфера торговли и питания, но часовщики, парикмахеры, сапожники и другие тоже без работы не остаются. Правда, с начала года удержаться на плаву стало сложнее.
В городе 1397 больших и малых предприятий по оказанию бытовых услуг. Четверть из них — разной величины автомастерские, которые, кстати, пользуются наибольшим спросом у горожан. Со стабильным доходом работают и мастерские, ремонтирующие сложную бытовую технику.
— Эти виды бытового обслуживания нужны всегда, — говорит Канов. — А вот те, у кого возникли трудности… Это все без исключения химчистки и клининговые компании, которые используют в своей работе большое количество воды, потому что существенно выросли тарифы на предоставление коммунальных услуг, на воду в том числе. Страдают и парикмахерские.
Канов видит из сложившейся ситуации несколько выходов. Например, информирование горожан о том, где и какие услуги они могут получить.
— На недостаток информации больше всего жалуются наши гостиницы, — рассказал начальник управления. — Я предлагаю создать буклет с полной информацией обо всех гостиницах Тюмени и раздавать его в аэропорту и на железнодорожном вокзале. Организацию этого проекта управление берет на себя. А деньги на печать должны выделить руководители гостиниц. Все-таки, проект коммерческий.
Другой выход — строительство центров бытового обслуживания по типу «Города мастеров», что на улице Мельникайте. Тогда в одном здании тюменцы смогут починить обувь, часы, электротехнику и многое другое, это очень удобно. Анатолий Канов рассказал, что при застройке новых районов потребность в таких центрах учитывается, под них выделяются помещения — например, в микрорайоне Тюменский такой центр будет.
Обратить внимание на качественную подготовку специалистов — это третий выход из кризисной ситуации.
— Руководители предприятий, с которыми я разговаривал, в голос утверждают, что найти хорошего специалиста практически невозможно, — объяснил Анатолий Николаевич.
— Мы популяризируем рабочие профессии, а люди стараются устроиться на работу туда, где нужно «бумажки перебирать». Занимающие рабочие места имеют очень низкий уровень подготовки. Остается одно: учить тех, кто приходит на предприятие. И учат уже давно, воспитывая хороших работников! Однако наши предприятия не могут дать человеку, которого научили работать, никакого документа об образовании. Для этого предприятию нужно пройти аттестацию, получить права учебного центра. В Омске, например, такая практика существует, и успешно. Пора и нам! Если мы не можем устранить дефицита специалистов в общем, то можно попробовать сделать это локально.
По словам Канова, руководители предприятий сферы обслуживания, несмотря на трудности, настроены позитивно.
— Рук никто не опускает, — сказал он. — Хотя к снижению спроса на услуги все готовы. Ведь если у людей не будет денег, то кто же пойдет в химчистку или в дорогой салон красоты?