Дети остаются детьми
Учитель – это не строгий дядька в очках, придирающийся к каждой мелочи и пугающий двойками.
Учитель – это призвание, требующее особого отношения. К себе, к жизни, к людям, к детям.
Мне довелось встретиться и поговорить с двумя учителями, отмеченными особой заслугой: первой и второй премией «Учителя года». Оба они занимаются детьми, правда, в разной «возрастной категории», – призеру первой премии Константину Лупикову достались ребята старших классов. Преподаватель начальных классов Ирина Шатиленя получила вторую городскую премию. С разговора о ней мы, по-джентльменски, и начнем.
Маленькие детки – маленькие бедки
На первом конкурсном уроке Ирина Маратовна проходила с детьми правописание имен собственных.
«Мы брали имена, отчества, фамилии и определяли их значение, – рассказала она. – Что они обозначают, почему заставляют нас гордиться… В том числе разбирались, почему корова – Зорька, почему котенок – Мурлыка. Влияет ли имя на судьбу. И пришли к выводу, что все-таки сам человек и его характер больше влияют на судьбу, чем имя».
Во второй конкурсный день Ирина Шатиленя проводила показательный урок русского языка по теме «Парные согласные». Дети должны были показать свои способности к концентрации внимания посредством простого упражнения: на несколько секунд на доске она открыла пять слов, после чего ребята должны были запомнить эти слова и составить с ними разные словосочетания.
Ученики справились с заданием отлично, и с явным интересом. Причем, всем удалось вспомнить, что это прилагательные. Урок длился всего тридцать минут, и сразу после конкурса Ирина заметила, что чуть огорчилась из-за того, что не успела отработать с детьми больше упражнений. Зато было время ответить на наши вопросы.
– Оправдали ли вы надежды своих учеников? А свои ожидания?
– Мои дети даже не знали, что я победила, для них это было сюрпризом. Лично все мои надежды оправдались, я узнала о многих интересных идеях… Очень приятно, что коллеги не относятся шаблонно к организации уроков.
– Не обидно, что не первое место?
Нет, я не думала, что вообще у меня будет какое-то место… Смысл был в другом – научиться чему-то, испытать себя…
– Иногда учителя ошибаются… В чем может быть ошибка молодого преподавателя, приходящего в класс?
– Если что-то не получается, кто громче, тот и прав. А это далеко не так.
– А вы можете вспомнить свое школьное детство?
– В детстве я очень любила уроки истории и химии. И так получилось, что до сих пор общаюсь с моими старыми преподавателями: это наш завуч Вера Юрьевна Шель и директор Колова Ирина Степановна. Я была ударницей, везде успевала, всегда вела себя хорошо. Если и сбегала несколько раз с уроков, то только когда случалось «массовое безумие», но после этого, все равно, оставалось плохое чувство.
– Предполагали ли вы в детстве, что будете преподавать?
– Другой жизни я и не представляла. Так получилось само собой, и это чувствовалось. И все складывалось так, чтобы я продолжала идти в этом направлении.
– Бывает так, что каких-то детей называют «трудными». Как, по-вашему, существуют ли «трудные» дети?
– Трудные дети существуют… Но я бы их назвала скорее – «сложные». По характеру, по поведению… К ним надо искать подход. Главное – получить доверие такого ребенка, найти с ним общие точки соприкосновения.
– А если ребенок хулиганит?
– Это нормально, если это наивная детская шалость. Ненормально, если этого нет. Если в ребенке живет ребенок, он должен хулиганить, но, конечно, в разумных пределах. Мы это понимаем, но «нотацию» каждый раз читаем все равно.
– А если конфликт происходит в классе?
– Лучше всего выйти на открытый разговор, выяснить позиции, точки соприкосновения. Искать причину. Найдем причину, будем знать, как себя вести.
– Что бы вам хотелось изменить в нашей школьной системе?
– В нашей школе сейчас все хорошо. С ЕГЭ только не все понятно. Контрольные работы в форме ЕГЭ вызывают большой вопрос, особенно их содержание. Хотелось бы, чтобы они были более продуманы.
– Считаете ли вы, что профессия учителя накладывает отпечаток на характер, манеру поведения? Что она дает?
– Лично на меня не накладывает. На кого-то – да, на кого-то – нет. Иногда люди, которые мыслят шаблонно, мне не верят, что я учитель. Отпечаток профессии, конечно, накладывается – учитель более ярко проявляет заботу о том, кто рядом, даже если это незнакомые люди, иногда забывая о себе. Особенно в чрезвычайных ситуациях.
Большие детки – большие трудности
Учитель истории и обществознания гимназии «Сотворчество» N 70 Константин Васильевич Лупиков в некоторых вопросах проявил солидарность со своей коллегой. Так уж повелось, что в семье Константина Васильевича сложилось особое отношение к этой профессии.
– Почему вы стали учить детей?
– Сложно сказать. Вообще, еще в детстве я мечтал стать военным, десантником. Даже пробовал поступить в суворовское училище. Не поступил, но особо и не расстроился. В моей семье мама преподавала русский язык и литературу, тетя преподавала историю, дядя – физкультуру. Так что тяга к преподаванию, можно сказать, была в крови.
– А как вы проявили себя за партой?
– Учился хорошо, с уроков не сбегал… Из предметов больше всего нравились история, немецкий язык, физкультура, литература… Но, как и все мальчишки, любил погулять, покататься на велосипеде, из рогатки стрелял, бывало что и дрался…
– Сейчас, по-вашему, дети стали другими?
– Дети какие были всегда, такими и останутся. Они всегда разные, и с ними всегда непросто. Вне зависимости от возраста. Особенно сложно с детьми, которые тянутся к знанию и которые могут своими вопросами застать тебя врасплох. Поэтому всегда нужно быть с ними начеку.
– Можно увлечь ребенка той же историей? Может быть, у вас есть какие-то особые секреты?
– Никаких особых секретов нет. Всегда есть дети, которым интересно то, что ты пытаешься преподать, но у каждого есть свои интересы, наклонности, свой характер… Я не стараюсь увлечь всех. Я обычный учитель. У меня нет своей авторской методики, большинство учителей таковыми и являются. Но если учитель сам по себе старается, пытается совершенствоваться, то количество переходит в качество. Надо постоянно над этим работать.
– Если конфликтная ситуация с учеником, с группами учеников – как вести себя учителю?
– Когда конфликт назревает на уроке, можно перевести в шутку, либо увести разговор в другую сторону… Перевести внимание детей на другую тему… Но когда конфликт выходит за рамки твоего урока и твоей компетенции, разрешением школьных конфликтов между учениками, наверное, все-таки должны заниматься, прежде всего, родители, психологи, школьная администрация…
– Что бы вам хотелось изменить в системе школьного образования?
– Затрудняюсь ответить. Система вполне зарекомендовала себя. Разве что с приходом единого госэкзамена увеличилась нагрузка на детей, а об объективности проверки знаний трудно сказать. Особенно в последний год, когда детям пришлось сдавать массу экзаменов. Очень трудно и в моральном, и материальном плане… Не секрет, что многим школьникам приходится нанимать репетиторов – дети чувствуют очень серьезную ответственность.
Подводя итоги
Можно ругать или хвалить систему образования, тех же учителей. Принимать или не принимать ЕГЭ… Но, как бы то ни было, профессия учителя всегда останется одной из самых нужных. Без них – не было бы и таких умных нас с вами. От лица редакции еще раз поздравляем наших учителей-победителей с отличными результатами.
***
фото: Ирина Шатиленя и ее любимый 2 «Б» класс;Константин Лупиков