Бутылка для джинна по имени Авария
Вчера на совещании в администрации города представлена новая схема взаимодействия диспетчерских служб «Тюмень Водоканала» с населением и управляющими компаниями.
Предприятие задумалось: в какую копеечку влетают ему, городским властям и жителям Тюмени моря воды, разливающейся в результате аварий на водопроводе. Порывы, конечно, вещь неизбежная, но когда из единичных случаев они перерастают в критическую массу, приходится глубже анализировать ситуацию и искать методы борьбы с этим злом. Некоторые из них лежат буквально на поверхности, хотя и «зарыты» в особенностях работы диспетчерских служб.
Ни для кого не секрет, что скорость ликвидации любой аварии как минимум наполовину зависит от быстроты оповещения аварийных бригад и выезда их на место. Жители, конечно, сразу же обрывают телефоны, но это не всегда гарантирует оперативность дальнейших действий. Ведь диспетчерам надо было и принять заявку, и оповестить бригаду, и урегулировать, при необходимости, все вопросы взаимодействия с обслуживающей дом управляющей компанией…
В «Тюмень Водоканале» приняли кардинальное решение: развести по разным диспетчерским службам «человеческую» и «техническую» части проблемы.
Для работы с заявками, поступающими от жителей и организаций, предлагается создать Call-центр, который будет функционировать в режиме автоматизированного учета и многоканальной связи. А для непосредственной связи с аварийными бригадами, для регулировки режимов подачи воды предназначается так называемая технологическая диспетчерская. Сейчас ее функции частично выполняет единая диспетчерская служба предприятия.
Кроме того, по мнению специалистов, время ликвидации аварий на водопроводе зачастую затягивается из-за того, что не отработан механизм взаимосвязи различных служб: нет инструкции по взаимодействию. Предлагается ввести следующий режим приема заявок: поступивший от жителя звонок в течение 10 минут передается в эксплуатационные цеха (транспортировки воды и систем канализации), и оттуда посылается на объект профильная аварийная бригада, которая должна на месте уточнить полученную по телефону информацию. В зависимости от оценки аварии, по степени напряженности ситуации, может быть присвоен код сложности от 1 до 6 (это влияет на количество привлекаемых сил). Будут учитывать: диаметр поврежденного трубопровода, глубина его залегания, количество отключенных домов и время, необходимое для устранения повреждения.
Предполагается, что в разы сократится время, необходимое для согласования всех со всеми. С 24 часов, как было раньше, до двух!
«Новшеством» называют в «Тюмень Водоканале» и постоянные (каждые два часа) сообщения в информационно-диспетчерскую службу города о том, как продвигаются аварийные работы. Ранее ресурсоснабжающие предприятия не особо баловали диспетчеров службы «051» оперативностью сведений. «Тюмень Водоканал» первым из «монополистов» взял на себя смелость сообщать все и сразу. По крайней мере, декларируется, что малейшие изменения в аварийной ситуации тут же (через 10 минут) будут известны службе «051». Столько же времени понадобится и для того, чтобы оповестить: участок включен в сеть, водоснабжение восстановлено.
В представленной концепции расставлены и все точки над i в случае, если прорвало трубу, у которой фактически нет хозяина. Часто у аварийщиков просто нет времени вступать в дискуссии о том, «свое» это или «чужое». Так или иначе, все коммуникации холодного водоснабжения и водоотведения являются частью единой инженерной системы. И порыв слабого звена, у которого не определен собственник, влияет на работу всей цепочки. Поэтому, по словам Михаила Никольского, исполнительного директора «Росводоканала», аварии на бесхозных сетях отныне будут устраняться по той же схеме, что и на тех, что находятся в эксплуатационном управлении предприятия. Но с одной оговоркой. Должен быть установлен принцип возмещения, и заранее установлены расценки.
Если сети, действительно, бесхозные, то работы оплачивают из специализированного городского фонда, предусматривающего, в частности, расходы на ликвидацию коммунальных аварий. И деньги муниципальной казны не будут зарыты в землю, поскольку через полтора года, согласно закону, город сможет стать собственником отремонтированного участка трубы.
Оперативная ликвидация аварий напрямую влияет и на такой показатель, как среднесуточные объемы расхода воды. Начиная с 2004 года, они резко пошли в гору. Этому можно было бы только радоваться, но, к сожалению, наша система водоснабжения устроена намного сложнее, чем, скажем, в Краснодаре. Там, по словам исполняющего обязанности генерального директора предприятия «Тюмень Водоканал» Николая Родина, в любом месте ставь многоэтажный дом – и под ним найдешь четыре горизонта чистейшей воды.
В Тюмени же главный водозабор находится в 30 км от города, а дальние его скважины – еще на 40 км дальше. Да и Тура по качеству воды – не Байкал. Более того, уровень потребления воды, в отличие от потребления электроэнергии, напрямую не зависит от роста благосостояния. Больше 150 литров в сутки нормальный человек просто не «выпьет». Значит, рост потребления зависит не только от числа жителей и качества их жизни, но и от количества потерь по пути. Что подтвердил и Геннадий Зверев, директор городского департамента жилищно-коммунального хозяйства, отметив, что потери воды в последние годы выросли пропорционально росту потребления – почти на треть.
Николай Родин подчеркнул, что, при любом развитии событий, движение вперед на предприятии не будет остановлено. К тому же, половина всего необходимого для этого оборудования уже приобретена и только ждет своего часа.
Городские власти, в свою очередь, положительно оценили новации предприятия. Заместитель председателя городской Думы Николай Романов, правда, при этом отметил, что «красивые слова и действия – не одно и то же». Главное, по его мнению, – добиться того, чтобы подача воды в город стала стабильной, такой, чтобы все забыли про ее дефицит в период максимальных нагрузок.
***
фото: