X

  • 12 Декабрь
  • 2024 года
  • № 137
  • 5636

Обе сцены заняты

На обеих сценах драматического театра сегодня идут репетиции.

Малая сцена занята для постановки спектакля «Прошлым летом в Чулимске».

Последнюю пьесу советского драматурга Александра Вампилова ставит Владимир Орел. Вместе с ним над спектаклем работает главный художник театра Алексей Паненков. Премьера должна состояться в конце марта.

Большая же сцена отдана для репетиций комедии «Дон Хиль Зеленые штаны» по пьесе Тирсо де Молины. Пьесу ставят петербургский режиссер Андрей Лапиков и смоленская художница Светлана Архипова. Результат своей работы они продемонстрируют в конце апреля.

Лапиков нам уже знаком: он поставил на тюменской сцене несколько спектаклей, среди которых – «Тартюф», «Пока она умирала» и «Кадриль».

Попутно театральное «население» осваивает новое для себя пространство. Решает, сколько квадратных метров нужно реквизиторскому цеху, обучает новые кадры, учится работать на новой аппаратуре. О процессе освоения новых территорий нам рассказала театральная семья Сокуровых.

В театре их в шутку называют «Сокуровской мафией», потому что «у них все схвачено, и нет для них неразрешимых трудностей».

Вера Игнатьевна Сокурова возглавляет реквизиторский цех. Ее муж Павел Борисович – настоящий мастер по работе со звуком. Совсем недавно коллектив пополнила дочь Ксения, которая осваивает должность помощника режиссера.

– С 1977 года наша жизнь связана с театром, – задумчиво вздыхает Вера Игнатьевна. – Наверное, мы этим театром просто больны. Вот Паша, когда наступили трудные 90-е, пошел работать звукорежиссером на телевидение, там платили больше, но Коревицкий недавно позвал его обратно, и он вернулся.

– Театр – это свое, родное, – соглашается Павел Борисович. – То, что уже навсегда в крови.

Царство вещей

Сразу спрашиваем, как семья Сокуровых освоилась на новом месте. Отвечают по-деловому: освоились не до конца, хлопот еще много, но понемногу все устроится.

– Вера Игнатьевна, вы когда-то рассказывали нам, как, начав работать в реквизиторском цехе старого театра, трудились там дни и ночи напролет. И дочка у вас в этом же цехе на раскладушке спала. Это Ксения была?

– Нет, это старшая дочь Аня. Но Ксюша тоже выросла в театре, – отвечает она. И всплескивает руками. – Да если бы мне стеллажи в новый реквизиторский цех привезли, я бы тоже ночевала здесь, раскладывала бы все! Но пока не привезли…

Теперь царство Веры Игнатьевны состоит из двух помещений: небольшого склада, где хранится реквизит, который используется в постановках сейчас, и склада просторного, где нашел себе место реквизит, пока не нужный.

Поскольку стеллажей еще нет, все сложено горками, либо развешено по стенам. Связки бубликов из папье-маше устроились на гвоздиках; в углу притаились чемодан на колесиках, круглая картонка из-под шляпки и масса других вещей. А посередине склада стоит тележка, такая же, как в супермаркетах, заполненная реквизитом для ближайшего спектакля.

– Возьму я ее и покачу за кулисы. К лифтам пока еще не привыкла, норовлю набрать реквизита так, что даже в зубах несу, и пешком по лестнице! А вообще, один склад маловат, но какой уж есть…

Реквизит привычно существует и в «карманах для декораций» (так называются просторные помещения, расположенные рядом со сценой). По пути в малый зал нам встретилась масса вещей – мебель, огромные конструкции, назначение которых сразу не понять, и даже… скелет в плетеном кресле. Сокуровы шутят, что это «зритель, затерявшийся в хитросплетениях театральных помещений».

– А вообще, скучаем по старому зданию, – говорит Вера Игнатьевна. – Дом ведь надо обжить, наполнить собою. О храмах говорят, что они должны быть «намоленными». Так и здесь – должна появиться именно наша, неповторимая атмосфера. А на это нужно время.

Территория звука

Павел Борисович работает в небольшом помещении, где стены обиты красным бархатом и где почти все пространство занимает аппаратура со множеством датчиков, кнопок и рычагов. Это цех по работе со звуком.

– Когда новый театр только строился, уже было понятно, что вся аппаратура здесь будет очень современной…

– Да, драмтеатр до этого на более простой аппаратуре работал, – соглашается Павел Сокуров. – Но мне повезло: я в это время работал на телевидении, где всегда была новая техника. Так что научился, и новые пульты меня не испугали, почти все знакомо… На телевидении у звукооператора мало возможности проявить себя творчески: сиди, озвучивай передачи да рекламные ролики. А в театре хорошо – здесь пространство…

На поверку оказалось, что даже строгие звукорежиссеры, что сидят в наушниках за своими пультами, вовлечены в процесс создания спектаклей в полную силу. Например, Павлу Борисовичу с уверенностью можно доверить какую-нибудь роль в постановке.

– Однажды в спектакле «Нахлебник» играл на саксофоне, – рассказывает он. – А давно, еще в старом театре, мне предложили написать несколько песен для детского спектакля. Я – гитаристсамоучка, нотной грамоты не знаю, но стихи с музыкой написать могу. Сочинял и проверял на своих детях и на соседских – интересно им будет, понравится ли? В итоге все получилось!

Почти каждый новый спектакль для него – это бессонная ночь. Редко бывает, чтобы звуковое оформление постановки «собралось» за несколько часов, обычно это долгий кропотливый труд.

– Бывает, просят: «Озвучь нам зной!» – вспоминает Павел Борисович. – Я Веру спрашиваю, как она себе зной представляет. Говорит, что это чтото тягучее и звенящее. Сажусь за компьютер и собираю из отдельных синтетических звуков зной.

– А потом все восхищались: «Кто это такую коматозную музыку написал?» – смеется Вера Игнатьевна.

Новое поколение

Ксюша Сокурова – человек, который жил в театре всегда.

– Но когда я пришла сюда работать, то поняла что, по сути, не знаю об этом мире ничего. Мне даже театральный сленг был незнаком. Только недавно узнала, что такое, например, «выгородка»! Это такая условная декорация: ты знаешь, что здесь будет стоять, к примеру, кровать, но во время репетиций на ее месте всего лишь табуретка. Она и есть «выгородка».

Веселая, темпераментная, Ксения, будучи маленькой девочкой, сыграла роль Розы в спектакле «Шалом, Америка». Тогда ей пророчили карьеру актрисы.

– В садик почти не ходила, дралась я там со всеми, – смеется Ксюша. – Родители все время то в театре, то на гастролях. Вот я и выросла за кулисами.

Однако в актрисы она не пошла. Более того, долго считала, что ее призвание – менеджмент. После окончания школы даже поступила на факультет менеджмента, но проучилась там всего два года, поработала в торговле, но поняла, что это не ее стихия. Пришла в театр. Теперь она уже не путается в страницах пьес, знает, как делать в них пометки, умеет говорить на языке жестов.

– В моей работе оказалось много для меня неожиданного. На спектакле «Козий остров» я работала военной медсестрой: аптечка наготове, и ползком вперед! Дело в том, что исполнитель одной из ролей актер Александр Миловидов по сценарию должен прыгнуть в колодец. Он прыгает в узкое пространство, где нужно правильно сгруппироваться, чтобы не покалечиться. К тому же, на дне «колодца» стоит прожектор, дающий вверх луч света. Он тоже мешает удачно приземлиться. Так вот, Саша все время понемногу калечился: то коленку собьет, то палец стукнет. Как правило, это случалась на репетициях, но однажды произошло и во время спектакля. Пришлось мне ползком пробираться в этот колодец с аптечкой и бинтовать Саше ногу. А он так вошел в роль, что даже не заметил своего ранения и того, что нога у него в крови!

– Работать вас мама учит? – Нет, в основном, Александр Михайлович Цодиков, главный режиссер. Мама опекать меня не будет, она считает, что под родительской опекой ничему не научишься. Забавно, что когда только она работала в театре, приходила домой и все говорила и говорила о сценариях и декорациях, о реквизите, а мы с папой пытались ее отвлечь от работы. Потом и папа стал работать в театре, они вдвоем принялись о нем говорить целыми днями. Ну, а теперь-то мы 24 часа в сутки втроем о нем разговариваем!

… Театральная семья Сокуровых вместе со всеми обживает новую территорию. В старом здании остались работники только одного цеха – художественно-декоративного. Но и они в ближайшие дни переедут в новое помещение на площади 400-летия Тюмени. Тогда все театральные цеха заработают в полную силу.

***
фото: Вера Игнатьевна в своем царстве вещей;Ксюша Сокурова;Павел Борисович с новой аппаратурой «на ты»

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта