X

  • 03 Декабрь
  • 2024 года
  • № 134
  • 5633

Первый космический таран

Над Сибирью столкнулись российский и американский спутники. Никто не пострадал. Пока.

Поздно вечером 11 февраля над Сибирью произошло первое в мировой космонавтике столкновение двух спутников. Друг в друга врезались российский аппарат «Космос-2251» и американский аппарат «Иридиум-33». Хотя наш спутник был много массивнее, оба участника космического ДТП рассыпались в прах, образовав около 600 обломков. Кто виноват в космическом ДТП, пока не берется сказать ни один эксперт. Но его последствия могут оказаться разрушительными и смешать все космические карты.

– Однажды я выглянул в иллюминатор и вижу с ужасом: на нас летит изогнутая уключина размером с кресло, – делится воспоминаниями с «Известиями» один из самых признанных космических асов Александр Серебров. – Душа в пятки уходит. Железка в тот раз мимо прошла. Но однажды мы с Васей Циблиевым услышали глухой удар, будто на крышу автомобиля кирпич упал. Вышли в открытый космос и увидели на обшивке внушительную вмятину. Космический мусор – серьезная проблема, но пока никто на нее внимания не обращает.

Хотя инспектора рядом не оказалось, по показаниям приборов можно составить описание первого в истории космического ДТП. Аппарат «Космос-2251» военного назначения весом почти в тонну был запущен с космодрома Плесецк в 1993 году.

Уже в 1995 году он перестал подавать признаки жизни, но как «летучий голландец» блуждал по космическим трассам. Американский «Иридиум» весом 560 кг запущен с нашего Байконура в 1997 году и до последнего вздоха был как огурчик. «Иридиум» входил в группировку из 66 спутников связи, которая охватывает всю планету. За систему «Иридиум» несут ответственность «Моторола», «Боинг» и Пентагон.

Россия следила за траекторией космического призрака, но изменить ее не могла. Америка не только знает траектории всех «Иридиумов», но и корректирует их, а также отслеживает весь космический мусор, который угрожает «Иридиуму». Из-за чего эти системы дали сбой и над Сибирью случилось ДТП, еще предстоит выяснить. Хотя уникальное ДТП привело к появлению уникальных конспирологических гипотез.

Первая гипотеза: Россия нашла способ сбивать своими аппаратами, которые только прикидываются мертвыми, живые американские спутники. Вторая: «Иридиум» уже дышал на ладан, мог рухнуть вниз, и американцы решили его разрушить о первый подвернувшийся объект. Третья: из-за конфликта с Обамой в отставку ушел директор НАСА, и верные сотрудники решили подложить президенту США космическую свинью. Четвертая: комуто, кто скрывается в тени, нужен громкий скандал между Россией и США. Мне лично вероятным кажется самое простое объяснение: рано или поздно на космических орбитах столкновение аппаратов должно было произойти. Вопрос времени…

С 1957 года, когда СССР запустил первый спутник, на орбиту было отправлено около 6 тысяч аппаратов. Продолжает работу менее 1 тысячи. Остальные – в разной стадии разрушения. На высотах до 2 тысяч километров находится до 5 тысяч тонн объектов, их число (диаметром более 1 см) может достигать 100 тысяч. Из них только 8600 объектов отслеживается радиолокационными станциями. Управляемое затопление аппаратов в Мировом океане, как случилось с российской станцией «Мир» или с грузовыми кораблями «Прогресс», – редкость.

– Людям в космосе ничего не грозит! – сказал «Известиям» глава Роскосмоса Анатолий Перминов. – Все объекты, которые могут нести опасность для Международной станции, тщательно отслеживаются. Мониторинг ведут Россия и США. Мы можем менять орбиту МКС, которая лежит на 400 км ниже высоты, где произошло столкновение, и гарантированно увести ее от любых ударов. Пока на международных конгрессах о космическом мусоре мы не говорили, но теперь ясно, что проблему надо решать. Скоро в космосе развернется Китай – тогда мусор накроет всех с головой.

– Я давно предлагал, чтобы все космические аппараты имели про запас топливо, чтобы увести их на безопасные орбиты, – кипятится Александр Серебров. – Можно также легкий ионный двигатель поставить. Или ядерную станцию на орбите разместить, чтобы заряжать аппараты перед последним прыжком. Всем было безразлично. Теперь, как всегда, жареный петух клюнул.

Сергей Лесков, «Известия», 15 февраля 2009 г.

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта