Когда есть дело – кризис не страшен
49 человек из малообеспеченных семей получили поддержку по программе «Самообеспечение».
Три года прошло с того времени, как программа начала действовать в Тюмени. Когда она задумывалась, еще никто не знал, что наступят кризисные времена. Финансовый упадок ощущали на своем кошельке только отдельные семьи, у которых доход на человека был ниже прожиточного минимума. Их называют «малообеспеченными». Такой статус предполагает определенные социальные льготы, но кардинально ничего не меняет.
Один из вариантов изменения финансового положения семьи предлагала программа «Самообеспечение». Она предусматривала, что можно с нуля начать собственное дело. Специалисты социального отдела оказывали содействие в обучении или трудоустройстве, в открытии своего бизнеса или организации личного подсобного хозяйства. Кому-то достаточно было полученной консультации, другим требовались «подъемные» для закупки материалов и оборудования. И за три года 41 человек получил средства из городского бюджета для открытия семейного дела.
Одними среди тех, кто в прошлом году решили распроститься со статусом «малообеспеченной семьи», были Альфия Молодцова, Юлия Козлова и Светлана Столбова. Перед ними жизнь поставила вопрос жестко: «На что жить? Как накормить детей?» Надежда была только на саму себя. И они решили воспользоваться возможностями новой программы и стать частными предпринимателями, хотя опыта в бизнесе у них, разумеется, не было.
Прошел первый год. Год, полный не только радужных надежд. Как идут у них дела сейчас?
Альфия Молодцова, ставшая в 2008 году победительницей городского и областного конкурсов по выходу семей на самообеспечение, пока особого влияния кризиса не ощущает. За этот год у нее сформировалась своя клиентская сеть: есть и постоянные заказчики, и те, кто обращается в первый раз по рекомендации знакомых. Заказы на пошив и ремонт одежды поступают как индивидуальные, так и коллективные. Недавно, например, она шила комплект формы для школы искусств «Лира», разрабатывала сценические костюмы для центра татарской культуры. А сейчас у нее на раскроечном столе – корпоративные костюмы для работников одного из тюменских банков.
Часто люди обращаются с просьбами перелицевать старые вещи или перешить то, что куплено в магазине. Таких заказов в последнее время стало больше. Но эта, казалось бы, рутинная работа – ее конек. Она может «чувствовать линию», может понять образ человека, его стиль. Поэтому ателье стало своеобразным кабинетом психотерапии, заказчицы приходят сюда не только фасон обсудить, но даже просто поговорить.
Альфия уверена, что так и должно быть. Небольшой семейный бизнес (ей в работе помогают сын и дочь) всегда более открытый и душевный. Поэтому и перспективы у него более стабильные. По крайней мере, она своих планов на этот год не меняла, не ужимала их в связи с кризисом. Более того, уже ведет переговоры с преподавателями института сервиса при нефтегазовом университете, чтобы летом принять выпускниц на работу в ателье. Хотя есть вопросы, на которые она пока не знает ответа: «Какой будет в этом году аренда? Сколько придется платить за занимаемые под ателье восемь «квадратов»?» В центре аренда помещений под офисы упала с начала года почти в три раза – с полутора тысяч до пятисот рублей. Поэтому есть надежда, что и здесь все будет хорошо.
Не так гладко и просто сложилось после открытия своего дела у Юлии Козловой. Магазинчик детской трикотажной одежды «Стрекоза» на улице Механической пришлось закрыть. Он просуществовал меньше полугода. Фабрики резко подняли цены на готовые изделия, и брать даже по оптовым ценам стало невыгодно.
Юлия Викторовна решила шить то, что раньше покупала. Теперь она приобретает нужную ткань и ищет покупателя на свои готовые изделия. И с той, и с другой задачей вполне справляется. Шьет ровно столько, на сколько поступает заказ. Экономит и силы, и время, и средства, а деньги, которые раньше уходили на оплату аренды магазина, теперь остаются в семье.
Это дает возможность и дальше развиваться, расширять ассортимент продукции. Нынче, например, она освоила пошив женских сорочек. Эта ниша оказалась в городе почти не занята. То, что предлагают в магазинах, по словам ее заказчиц, не устраивает ни по цене, ни по качеству материалов, ни по размеру. Так что ее ситцевые сорочки для пышных дам идут на «ура».
В аренде у Козловой осталось только небольшое помещение швейного цеха. Цена, которую она за него платит, – вполне приемлема. Принимать дополнительных швей пока передумала – объем заказов не тот.
Зато на пользу пошло сотрудничество с городской службой занятости. Ей предоставили банк данных на тех, кто хотел бы заниматься швейным делом. Выбрала пять-шесть человек, которых привлекает на выполнение сложных заказов. Так что трудностей она не боится, считает, что при разумном подходе все они преодолимы. Более того, у нее есть далеко идущие планы. Например, подать заявку на конкурс «Тюменская марка». А что? Ее детские изделия из трикотажа в городе уже хорошо знают.
Не унывает и еще одна участница программы «Самообеспечение» – Светлана Столбова. Полгода как ее маленькая комнатка в общежитии стала еще и трикотажным ателье, где она принимает заказы на изготовление вязанных на машине и вручную изделий. Большого наплыва клиентов нет, но вещей по десять они с дочерью ежемесячно вяжут. Только на одни, например, на вязаные пальто, уходит времени больше, на другие – меньше.
Домашнее мини-ателье может оказаться сейчас спасательным кругом не только для нее, но и для дочки, над которой нависла угроза увольнения. По крайней мере, без куска хлеба они теперь точно не останутся. Да и планы есть не только на черный день. Весной планируют расширить свое дело и открыть трикотажную мастерскую. Уверены, что потянут. Светлана Михайловна даже рассматривает вариант обращения за кредитом в Фонд поддержки предпринимательства. Если взять под 3% или даже 6% около 100 тысяч рублей – они окупятся. Для такой уверенности в завтрашнем дне у них есть и творческий, и трудовой потенциал.
В общем, ни одна из трех участниц программы не пожалела, что приняла в ней участие. Их надежды оправдались. И сейчас, даже больше, чем когда-либо, они благодарны судьбе, что приняли такое решение, что им помогли сделать первый шаг.
Теперь они достаточно прочно стоят на ногах и говорят, что когда есть свое дело, никакой кризис не страшен.
***
фото: Юлия Козлова;Альфия Молодцова