Неподражаемый Пятницкий
Два часа без антракта. 18 хоровых композиций. И овации с третьей песни.
Так 11 февраля в Тюмени проходил концерт уникального песенного коллектива – Государственного академического русского народного хора имени Пятницкого.
С первых же минут выступления коллектив поразил тюменцев высочайшей исполнительской дисциплиной. Каждый жест, каждый взгляд, мизансцена, не говоря уже о сольных танцевальных и песенных партиях, отточены до мелочей.
Ни один из 35 певцов и танцоров, присутствовавших на сцене, и 15 аккомпанирующих им музыкантов оркестра в течение двухчасового марафона не был просто статистом, по привычке исполняющим роль. Во всем чувствовались абсолютная слаженность, блестящая подготовка и вышколенность коллектива. Ни на секунду не возникало сомнения, что на гастроли в Тюмень приехал «запасной» состав, который просто отрабатывает заявленную в афише программу.
География песен, вошедших в программу, охватывает всю страну. В репертуаре – разудалые плясовые, протяжные припевки, озорные частушки многих регионов России: Волгоградской, Владимирской, Воронежской, Рязанской, Костромской, Белгородской, Куйбышевской, Кемеровской, Иркутской областей (всего в репертуаре хора представлено творчество 18 регионов России).
Каждая песня не просто пропета – прожита в лицах. Так, как это обычно бывает в деревнях: каждый поет так, как чувствует, вкладывая в песню то, что переживает сейчас. Это не просто слова, положенные на музыку, это рассказ, который «играется» исполнителями. Музыковеды называют такой стиль «народно-музыкальным действом». И в этом жанре хор имени Пятницкого считают новатором в народном хоровом пении.
Немного истории. Хор имени Пятницкого – первый в нашей стране профессиональный народный. Он организован в 1910 году собирателем и исполнителем русских народных песен Митрофаном Пятницким. Первоначально певческая группа выступала без сопровождения танцевальной. Но какая же русская песня без плясок под гармошку? И в 1938 году в состав хора были введены танцоры. Кстати, потом по такому же пути – сочетания песни и пляски – пошли и многие другие советские хоровые коллективы.
Сегодня автором и режиссером-постановщиком большинства программ является художественный руководитель хора, крупнейший в России специалист в области народного искусства, профессор, народная артистка России Александра Пермякова. Коллектив под ее руководством награжден орденами Трудового красного знамени, Дружбы народов и особым знаком – «Патриот России». А в 2001 году в честь 90-летия хора заложена именная звезда на «Аллее звезд» в Москве.
В сегодняшнем репертуаре – сложнейшие в музыкальном и танцевальном плане вокально-хореографические сюиты. И хотя сцена Тюменской филармонии была, на мой взгляд, для такого коллектива тесновата, танцевальная группа продемонстрировала зрителям и текучие хороводные композиции с многочисленными перестроениями, и филигранные по исполнению групповые, и сольные мужские и женские танцевальные партии.
У хора удивительно подобраны не только народные песни, но и сами лица исполнителей. Только глядя на них, можно представить всю палитру народов и народностей, населяющих Россию. Ведь у каждой области, или, как раньше говорили, губернии – характерный тип лица, свои образ и шарм, «окающий» или «акающий» говор и диалект. Этот русский колорит особенно узнаваем в мужских лицах солистов. С каждого – хоть картину пиши о богатырях русских!
В представленной программе прозвучали песни в сопровождении рожков, дудочек, жалеек, свистулек… Большинство из этих народных инструментов современный городской житель наверняка не только слышал, но и видел впервые. А при исполнении русской народной песни Рязанской области «Как по горкам, по горам» ансамбль использовал акустический инструмент собственного изобретения – небольшой стеклянный цилиндр, заполненный шариками-драже. Эта стеклянная трещотка издавала очень тонкие и мелодичные звенящие звуки.
Хочется особо отметить артистизм не только певцов и танцоров, но и музыкантов. Они являлись полноправными актерами вокальных мини-спектаклей. Даже роли заднего плана не были второстепенными. Каждый музыкант и даже дирижер искусно вели не только свою музыкальную партию, но и артистическую, помогая создавать на сцене единый образ. Все исполняемые песни или танцы были тщательно «вытканы» как ковер или павлово-посадский платок. И если уж пляска, в ней так или иначе участвуют все – никто не стоит в сторонке!
Коллективу в полной мере удалось передать в своем творчестве и «ширь души», и «удаль молодецкую», и «горькую судьбину» – все то, что так часто связывают с понятием русского характера. И добиться главного – растущего от песни к песни, от одной танцевальной композиции к другой, ощущения гордости за страну, в которой живешь, за «величавую Россию».
***
фото: дирижер оркестра Николай Гаврилов;выступает хор имени Пятницкого