X

  • 23 Август
  • 2024 года
  • № 91
  • 5590

Архив сохранит

— Север Свердловской области. Там тайга страшная. Деревья такие высокие, что глянешь вверх — только маленький кусочек неба видно, — вспоминает Эмилия Николаевна Долгополова, председатель Тюменской общественной организации жертв политических репрессий.

Поэтому в лагере для заключенных «Ивдельлаг», где в 1941 году оказалась Анна Григорьевна Глазунова, забор был не из двухметровых плотно пригнанных друг к другу досок, а просто из колючей проволоки. Все равно заключенные не побегут. На север — погибнешь от холода. На юг — поймают.

Анна Григорьевна освободилась из лагеря в 1946 году. Свидетельство жестоких лет заключения — макет «Ивдельлага», который она сделала своими руками. Серые бараки. Два пса на привязи. И колючая проволока в шесть рядов. Анна Григорьевна сплела ее вручную из черных ниток. Но даже нитяные шипы выглядят так реально, что пробирает холод.

Вчера областная организация жертв политических репрессий передала макет концлагеря и карту СССР, на которой флажками отмечено, где размещались все концлагеря, Государственному архиву социально-политической истории Тюменской области. Общество переезжает, и в новых комнатах на улице Котовского для этих экспонатов истории не хватит места. Директор архива Елена Долгушина сама выносила макет, для которого дверные проемы оказались слишком узки (пришлось разворачивать хрупкую конструкцию боком), снимала карту со стены.

— Наверное, лучше другой стороной свернуть, а то все флажки отпадут, а в них — вся ценность карты, — советует Эмилия Долгополова. Все время, пока экспонаты снимали и выносили, пожилые женщины из организации жертв политических репрессий выглядели притихшими и будто немного растерянными. Словно с картой и макетом отдавали архиву частичку своей души.

***
фото: Елена Долгушина и Полина Григорьевна Таркова у макета лагеря

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта