X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Отдать больше тепла

Есть ли на ТЭЦ такая кнопка, которая регулирует подачу тепла в город? В морозы этот вопрос не праздный.

На ТЭЦ-1, которая обеспечивает Тюмень теплоносителем на 70%, к холодам всегда готовы. Режимы работы оборудования регулируются дважды в сутки: утром и вечером. На пульт начальника смены станции из диспетчерской тепловых сетей оперативно поступает информация о температурном режиме «за бортом». В соответствии с ним задается гидравлический режим и температура в подающей трубе.

Основные параметры теплоносителя: расход сетевой воды, ее давление и температура в режиме онлайн высвечиваются в виде трехцветного графика на мониторе у начальника смены. И он, оценивая полученные данные, дает команду начальнику котлотурбинного цеха на подготовку и включение в работу водогрейных котлов. До 40 градусов мороза все работает в штатном режиме, но если столбик термометра опускается ниже, вводится режим пиковых нагрузок и включается резервное оборудование.

Сейчас температура выходящего со станции теплоносителя равна 150 градусам при давлении в 9,8 атмосферы. Конечно, часть тепла он теряет по дороге и, как правило, подходит к нашим дома не таким крутым кипятком. Потом еще немного теряет свой пыл, разливаясь по разводящим трубам, и снова возвращается на станцию. Для нормального самочувствия котлов температура «обратки» не должна быть выше 70 градусов. На сегодня приборы ее фиксируют в пределах 63, резерв в семь градусов – как раз на случай сильных морозов.

Самая холодная зима, на памяти начальника смены станции Анатолия Бармина, была в 1984 году. Тогда дня два-три мороз держался на уровне 46 градусов. Пришлось идти на чрезвычайные меры – «раздевать» трубы, чтобы не допустить перегрева оборудования. В принципе, оно обладает большим запасом прочности и выдерживает колебания температуры теплоносителя до 30 градусов в час. Так что скачки из тепла в мороз и обратно ему практически не страшны.

Во время морозных пиковых нагрузок водогрейные котлы первой ТЭЦ могут выдавать до 180 гигакалорий тепловой энергии. Чтобы «зарядить» их на полную мощность, можно регулировать количество включенных горелок – от 6 до 20 одновременно, управлять работой задвижек и бойлеров.

При этом в процессе регулировки городской системы подачи тепла участвуют обе теплоэлектроцентрали. Они, по словам Анатолия Бармина, друг другу не чужие и всегда протянут руку, точнее, трубу помощи. Просто пропускная способность на выводах с ТЭЦ-1 значительно больше, чем у ТЭЦ-2. Поэтому первая и несет, обычно, нагрузку больше, чем вторая.

Но и та, и другая работают по одинаковому принципу: основным и резервным видом топлива является газ, а в качестве аварийного предусмотрен мазут. Это значит: если что-нибудь случится с газом или газопроводом, город без тепла не останется. Котлы будут работать на мазуте. Запас прочности у этого оборудования предусмотрен большой.

Кроме того, в котлотурбинном цехе ТЭЦ-1 работают сразу несколько турбин: четыре паровых и одна газовая. Паровые вырабатывают электроэнергию и теплоноситель, который подается в город в виде отопления и горячей воды.

Турбины являются частью сложного комплекса оборудования, называемого «турбоустановкой». Параметры ее работы в контрольных точках отслеживает множество датчиков, которые расположены по правую и левую стороны от установки, 25 – с одной стороны и 25 – с другой.

Все показания регулируются на щите управления турбиной. Именно здесь происходит изменение параметров ее работы. Для этого, как рассказал начальник смены турбинного отделения Андрей Беленко, приводится в действие, например, тумблер-регулятор отопительного отбора. А соответствующий датчик показывает, какое количество пара идет на подогрев сетевой воды.

Кстати, прежде чем вода поступит в турбину, она проходит соответствующую химическую очистку в цехе химподготовки. Здесь ее очищают от солей жесткости, механических примесей, диаэрируют, то есть освобождают от лишнего кислорода.

… Оказывается, очень непростой процесс – правильно нагреть воду и подать ее по трубам в город в качестве теплоносителя. А обычному потребителю кажется, что все так просто. Поддал жару – и готово.

***
фото: начальник смены Анатолий Бармин;машинист турбин Светлана Гаврилова;начальник смены турбинного отделения Андрей Беленко

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта