Восемь месяцев до сентября
Начало на стр. 1.
Есть проблемы и на финише образования — это трудоустройство выпускников. И бюджетников, и договорников, и направленных предприятиями. Правда, пока предприятия не заявили об отказе от приема, понимают, что кризис рано и поздно кончится и им потребуются специалисты.
Словом, мы — в режиме ожидания. Повторю: проблема в том, и министр это отдельно подчеркнул, чтобы ребята на улицу не уходили… Надо помогать им трудоустроиться. Мы делаем все возможное — даем навыки предприимчивости. Мы их учим — имеешь знания, можешь сам себе создать рабочее место, маленькую фирмочку. И в рамках дипломного проектирования стараемся давать такие задания, чтобы выпускник свое предприятие придумал: по обслуживанию ли автомобилей, по ремонту электроники, проект будущего предприятия…
— Вы рассказали об абитуриентах, о выпускниках… А какие варианты у тех, кто еще учится?
— В своем интервью по телевидению министр сказал, и его поняли таким образом, что те, кто хорошо учится на договорных условиях, будут переведены на бюджет. Я с утра в понедельник уже получил шквал звонков. К сожалению, тем, кто учится по договору и не может заплатить за обучение, мы ничем помочь не можем. Таково законодательство о договорных отношениях. Если есть возможность перевода, мы это делали и до интервью министра. Но в вузе ни одного вакантного бюджетного места нет. Зато есть очередь желающих.
— Значит, или плати, или…
— Бюджетных вакансий нет. Бюджетные места нам не дарят, мы выигрываем конкурс на обучение 1836 студентов первого курса. Появляется 1836 бюджетных мест. После сессии освобождается примерно 10 процентов бюджетных мест. Я их заполняю. Министр ничего добавить не может, если в бюджет не заложат дополнительные деньги. И ректор не вправе дать студенту кредит, не может снизить плату за обучение.
-Так образуется брешь в антикризисных действиях?
— Да, образуется. Но я — государственный чиновник и делаю не то, что я хочу, и не то, что рационально. А то, что разрешено. Но должен оговориться: ведь большая часть тех, кто сегодня учится, уже заплатили за этот учебный год. Проблемы начнутся с 1 сентября.
— Что же делать?
— Прежде всего, как можно больше детей усадить за парты. Хорошо бы на этот сложный период отказаться от ЕГЭ, а мы его абсолютизируем. Надо бы увеличить число бюджетных мест, но… надо иметь эти «парты». Потери вуза могут составить около четырех тысяч человек, тех, у кого вследствие кризиса не хватит средств платить за обучение. Куда они пойдут? Надо создать для них дополнительные программы обучения. И дополнительное количество рабочих мест (магистратура, аспирантура, научные работники…). Эти затраты сторицей окупятся в будущем…
— До 1 сентября осталось восемь месяцев…
-Да.
Беседовал Рафаэль ГОЛЬДБЕРГ