X

  • 19 Июль
  • 2024 года
  • № 78
  • 5577

Современное искусство — красиво или непонятно?

По галерее современного искусства, что на улице Луначарского, ходят две женщины пенсионного возраста Антонина Владимировна и Людмила Михайловна.

Они рассматривают открывшуюся на днях экспозицию молодых тюменских художников со сложным названием «Концептуальный плюрализм в ожидании неожиданного». Переговариваются.

— Смотри, как много красивых картин, — говорит одна.

— А совсем непонятных еще больше. Что это за головы летающие? -кивает другая на одно из полотен художника Руслана Зайнулина.

Экспозиция, собравшая более 200 работ, действительно получилась разнообразной настолько, что при первом взгляде на нее разбегаются глаза. Со дня открытия галереи современного искусства в 2006 году от нее ждали чего-то оригинального. И получили.

18 авторов от 18 до 36 лет пред-ставили на суд зрителей свои работы, многие даже предложили свои картины на продажу.

Здесь встречаются имена известные. Например, одну из стен зала украшают гуаши Анастасии Хариной, и не узнать руку мастера невозможно. Ее напыжившиеся, сатирично сверх всякой меры важные птицы на картине «Гости», плюс воздушная гуашь «Мой город», расширяющая Тюмень до целого мира, превращающая город в круглую землю, единственную и неповторимую, -и в памяти уже всплывают керамические работы Анастасии. Такие же симпатичные, запоминающиеся и ироничные.

Хочется остановиться у стены, отданной под работы Дениса Мясникова — здесь портреты, обнаженная натура, много пейзажей. Казалось бы, после Ван Гога бесполезно писать подсолнухи, буйство желтого цвета всегда будет рождать в памяти имя великого голландского художника. Подсолнухи Дениса — не исключение. Однако его «Хижина в подсолнухах» еще и очень самобытна -это красота действительности.

Колоритно выглядят портреты, написанные Мясниковым. Он не рисует ни гламурных красавиц, ни отталкивающих распущенных женщин, ни изломанных и нервных людей неопределенного пола, которых мы, в общем-то, уже привыкли видеть на холстах современных авторов. Его картина «Малика — Джоконда Востока» принесла художнику диплом Союза художников России за победу в номинации «Портрет. Оригинальное решение образа» и любовь поклонников живописи.

С полотна тихо улыбается восточная женщина. Именно тихо, словно хитрит, играет, словно только что чего-то не договорила, заинтриговала. Ловишь себя на том, что уже минут пять стоишь и смотришь, и даже прислушиваешься: а вдруг Малика что-нибудь скажет?

Тянет сделать по залу еще один круг, на минутку снова притормозить у работ Хариной, скользнуть взглядом по плакатным полотнам художника Рафитдина Аскерова с его крупными синими дельфинами, что, словно через стекло аквариума, косят из картинной рамы на зрителей большими блестящими глазами. А потом отправиться удивляться чернильным сумрачным бабочкам, которых «посадила» на розовый фон тюменка Анна Гришина. Или женщинам из мира японского анимэ — их любит рисовать

Светлана Русских. Чесать в затылке, стоя перед черно-белой графикой Евгения Молокова, больше всего похожей на случайные подтеки туши на стекле. Искоса глянуть на чучело глухаря, которое в обнимку с компьютерным системным блоком восседает на столе в центре зала.

Что же такое современное искусство? Почему им иногда трудно любоваться? Почему оно больше всего напоминает ребус, который нужно разгадывать? Людям, которые приходят в галерею, хочется видеть что-то странное, непонятное? Эти неуклюжие обывательские вопросы мы задали администратору галереи Людмиле Русаковой.

— Современное искусство — оно разное, — просто и коротко ответила она. — Вы же сами видите, что здесь есть пейзажи и натюрморты, а есть сюрреалистичные полотна и конструкции, которые нельзя объяснить, а можно только воспринять на интуитивном уровне.

Она рассказала, что многих людей действительно охватывает недоумение, когда они в художественных галереях видят холсты с какими-то невнятными изображениями. Люди не могут понять, почему эти полотна приравнивают по художественной ценности к работам признанных мастеров.

Между тем, считает Русакова, настоящий художник должен впитать в себя все наивысшие достижения мировой культуры, от наскальных рисунков до черного квадрата. А потом, опираясь на этот мощный базис, выразить в своем творчестве при помощи изобразительных средств свою личностную интерпретацию видимого и осмысленного. А получилось у него или нет, решать искусствоведам и зрителям.

— Кстати, сюрреализм Руслана Зайнулина, который вас так смутил, очень хорошо продается в Санкт-Петербурге, — улыбается Людмила Николаевна. — В конце концов, современное искусство — это то, чем сегодня интересно заниматься художникам.

Галерея современного искусства полностью оправдывает свое название: ее наполнение может удивить или восхитить, вызвать непонимание или даже внушить отвращение. Но вот заскучать здесь невозможно.

После некоторого перерыва в организации экспозиций, связанного с финансовыми проблемами, галерея готовит еще одну выставку. Тем более что художники приходят сюда сами и предлагают не только свои работы, но и целые проекты, которые галерея старается осуществить.

***
фото: инсталляция: глухарь в системном блоке.;Людмила Русакова; гуашь «Мой город» Анастасии Хариной;Людмила Михайловна и Антонина Владимировна -посетители выставки;картины продаются, а парусник — нет

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта