Сначала отец, потом главный геолог
— Удивительно правдивая книга! Папа как живой в памяти возник, даже звуки его голоса как будто услышала!
Так отозвалась о книге, посвященной главному геологу «Главтюменнефтегаза» Юрию Борисовичу Фаину, его дочь Марина.
С Мариной и ее братом Борисом мы познакомились в четверг на презентации книг, изданных Тюменским областным общественным фондом имени В.И. Муравленко. Вторая книга посвящена человеку не менее легендарному – Александру Викторовичу Усольцеву, возглавлявшему в разное время «Сургутнефтегаз» и трест «Сургутнефтедорстройремонт».
Это были два разных по характеру и темпераменту человека – резкий, напористый, категоричный Усольцев и интеллигентный, никогда не повышавший голоса, но не менее твердый в отстаивании своих убеждений Фаин. Оба работали под началом руководителя тюменского главка Виктора Муравленко, и каждый на своем боевом посту делал большое дело – поднимал тюменский нефтегазовый комплекс. «Что делала бы сегодня наша страна, не будь у нас тюменской нефти и газа?» – заставил задуматься вопрос главного редактора книги Юрия Переплеткина.
За 11 лет работы фонда им. В.И. Муравленко выпущены 16 книг о людях героической эпохи, когда рабочие, инженеры приезжали в Тюмень со всех городов и республик Советского Союза и среди непроходимых болот строили города и нефтяные промыслы. Эти люди далеко не выглядят «винтиками» социалистической системы. Даже в условиях современной демократии такие личности, человеческие единица – поискать. Усольцев, позволявший себе спорить с нефтяным министром и первым секретарем обкома партии на повышенных тонах, когда принималось важное решение, и Фаин, который спокойно, аргументировано, но не менее настойчиво отстаивал позицию, что нельзя разрабатывать тюменский Север варварскими методами.
«Жаль только, что тираж этих книг такой маленький, – сказала на презентации Мария Афанасенкова, начальник отдела учебно-методического управления ТГНГУ. – Хотелось бы, чтобы они поступили в библиотеки, стали доступны для молодежи. Сейчас каждый кроит историю нашей области и страны на свой лад. А живая история – здесь, в воспоминаниях очевидцев».
– Наверное, у вашего отца оставалось мало времени на общение с семьей, все забирала работа? – спросила я у дочери Фаина.
– Да что вы! – ответила Марина. – У него для всех находились время и внимание, не только для нас. Помню, как постоянно делали с папой бутерброды для дворовых собак, а потом кормили их во время прогулки. Как катались всей семьей на лыжах, ездили на пикники с шашлыками… Это когда я читаю книгу, где перечисляются все его регалии, даже немного не по себе становится. Не помню, чтобы дома он часто говорил о работе, чтобы когда-то повысил голос, перешел на командный тон.
Я никогда не воспринимала его как большого начальника, для меня он всегда был в первую очередь папой…