Над макушкой планеты
Два десантных планера, изготовленных на заводе N 499 (ныне «Тюменьсельмаш»), зимой 1950 года пролетели над Северным полюсом.
То, что планеры «А-7» конструкции Олега Антонова строились в годы войны на двух авиазаводах, эвакуированных в наш край (N 241-ой – в Тюмени, а N 499 – в Старой Заимке Заводоуковского района), достаточно известно. Однако о перелете над «точкой пересечения всех меридианов» многие наши читатели, наверное, узнают впервые.
Итак, знаменитые полярные пилоты, соратники Валерия Чкалова – генерал-полковник Георгий Байдуков, флаг-штурманы генерал-лейтенанты Александр Беляков и Иван Спирин, в 1950 году высказали идею создания так называемых «аэродромов подскока» в районе вечных арктических льдов в ответ на прямую угрозу интересам СССР со стороны созданного в 1949-м блока НАТО.
«Вождю всех времен и народов» эта идея пришлась по душе. Сын вождя генерал-лейтенант авиации Василий Сталин и его друг Герой Советского Союза Сергей Долгушин стали номинально ответственными за подбор кадров для экспериментальной экспедиции. В январе 1950-го предполагалось осуществить пробный полет над Северным полюсом двух «аэропоездов»связок из транспортного самолета «Ил-12» и десантного планера «А-7». Такое необыкновенное сочетание было необходимо потому, что требовалось подтвердить возможность успешной посадки и самолета, и планера на лед.
Колесные шасси «илов» заменили на лыжи. Одна большая лыжа имелась и под фюзеляжем каждого из планеров.
Экипажи сформировали за неделю. Командирами двух лыжных «Ил-12» стали Герой Советского Союза капитан Александр Харитошкин и кавалер шести боевых орденов капитан Василий Родин.
12 января планеры, построенные еще в 1943 году, на заводе N 499, обрели свои экипажи. Первый из них состоял из капитана Алексея Фролова и старшего сержанта срочной службы Петра Воробьева, а второй пилотировали капитан Владимир Шмелев и старший сержант Василий Шушуйкин.
20 января оба «аэропоезда» вылетели из подмосковной Кубинки, взяв курс на Игарку.
В одном из самолетов-транспортников разместились инженеры и механики во главе с инженер-майором Михаилом Ермаковым, специально отозванным из Польши для участия в эксперименте.
28 января оба «ила» с планерами стартовали с расчищенной полосы аэродрома «Иг-2» в район Северного полюса. Полет продолжался около двух часов. Самолеты и буксируемые ими планеры шли в облаках на высоте всего 50 метров. Обледенение дало себя знать. После включения первой отечественной системы антиобледенения на головном самолете куски льда с его плоскостей едва не угодили в кабину планера.
Дважды возникала угроза переворачивания планеров. Однако все обошлось. «Аэропоезда» прошли над полюсом, и бортовые фотокинопулеметы, снятые с американских «аэрокобр» и укрепленные на «илах», зафиксировали сей исторический момент.
Завершился испытательный полет благополучно. Пилоты самолетов и планеров были отмечены за него орденами Красного Знамени, сержанты-планеристы – медалями «За отвагу», а флагинженер экспедиции – орденом Красной Звезды.