Истории одного театра
История древняя и история новейшая – на такие две части, шутя, делит экскурсию по драмтеатру Надежда Васькова.
Две недели назад начал принимать посетителей музей театра, хотя открылся он еще в декабре прошлого года. Когда отмечали 150-летний юбилей театрального искусства в Тюмени, директор музея Надежда Васькова показала гостям экспозицию, которая расположилась в одном из холлов и представляет собой экскурс в прошлое театра.
А сегодня посетители музея могут увидеть костюмы из спектаклей «Черная панна Несвижа», «Мирандолина» и «Школа злословия», потрогать реквизит из действующих и ушедших из репертуара спектаклей. Так и тянет подержать в руках, например, тряпичную куклу юродивой девочки из постановки «Семеро святых из деревни Брюхо», которую раньше доводилось видеть только из зрительного зала. Или раскрыть веер, которым обмахивались дамы из знакомого всем спектакля «Нахлебник». Или примерить бутафорский богатырский шлем из «Сказки о царе Салтане». Не торопясь, полистать альбом со старыми черно-белыми фотографиями, отчетами о гастролях тюменской труппы в 60-х годах.
Надежда Викторовна рассказывает, что экспозиция началась с работы театроведа Анны Николаевой. В 1990 году она составила историю тюменского театра по материалам местных газет.
Сейчас в музее – исторические фотографии, старые афиши, фотоальбомы с гастролей и спектаклей. Ну и, конечно, легендарный осколок знаменитой глыбы каменной соли из текутьевских складов, перевезенный из старого театра. Жаль только, что небольшой осколок не даст вам настоящего представления о соляных запасах. Я помню, как на них, словно на троне однажды устроился директор театра Владимир Коревицкий. А, между прочим, большая часть соленого богатства ушла в землю, на поверхности виднелась только верхушка этого «айсберга»…
В театре надеются, что фонд музея будет постоянно пополняться, в том числе и благодаря тюменцам, которые откликнутся и станут приносить предметы, связанные с историей театра. Правда, пока таких людей нашлось немного, но, может, кто-то вспомнит о хранящихся дома среди бумаг реликвиях и – принесет.
Несколько стендов отдано под разработки архитекторов: можно увидеть, как рождался и утверждался внешний облик здания, от простых набросков-эскизов до точных чертежей. Директор музея уверена, что работа над экспозицией еще требуется большая, Надежда Викторовна уже распланировала ее на год вперед. Но секретов пока не открывает.
– Старинные предметы существуют сами по себе, и мы, люди, сами по себе, – говорит она. – Музей – то место, где мы можем встретиться.
А пока, и это закономерно, музей – не только экспозиция, это вообще весь театр. И Надежда Викторовна приглашает к знакомству с новейшей историей нашей драмы, к которой люди пока проявляют повышенный интерес. Наверное, еще не успели привыкнуть к «тюменскому большому театру», не нагляделись на него. А это значит…
Прокатиться на новеньком лифте и разобраться, что здание театра «растет» не только в высоту, но и в глубину – на два цокольных этажа. Полюбоваться нарядными зрительными залами, яркими люстрами, балконами и лестницами и посидеть на удобных диванчиках. Кстати, это полезно не только с эстетической точки зрения, но и с практической – заблудиться в огромном театре после такой прогулки будет гораздо сложнее.
Директор Владимир Коревицкий нередко спрашивает у посетителей о том, что им не нравится в новом театре.
– Не может быть, чтобы нравилось абсолютно все, – уверен он.
Впрочем, содержательная критика от тюменцев так и не поступает. Правда, хваля новое здание, посетители не устают говорить и о том, что скучают по старому театру – знакомому и уютному.
Такой музейный поход в театр стоит 40 рублей, и, как считает Васькова, будет полезен в основном школьникам и туристам. Заказать экскурсию можно по средам и четвергам.
***
фото: старая программка;платье Черной панны;соль от купца Текутьева;Надежда Васькова представляет театральный музей