«Генералы» песчаного карьера
Наверное, это один из немногих случаев, когда о ралли рассказывает не профессиональный репортер, а один из штурманов. «Взгляд изнутри» – это всегда интересно!
В минувшие выходные в Нижнетавдинском районе прошел первый этап Кубка управы Центрального округа Тюмени по трофирейдам.
На старт вышло 17 экипажей участников, причем 11 – в категории, куда допускаются автомобили с минимальными изменениями конструкции. Соревнование состояло из двух специальных участков. На первом нас ждало так называемое «взятие контрольных пунктов» в ограниченном пространстве (пространством был песчаный карьер).
КП – иными словами, это объект на местности, на который краской нанесен номер. Взять КП – подъехать к нему на такое расстояние, чтобы один из членов экипажа (чаще всего штурман) мог одной рукой касаться автомобиля, а второй – контрольного пункта и сфотографироваться.
Всего было 20 КП, многие из них находились на почти вертикальных стенах карьера, в ямах, оставленных экскаваторами, но все спортсмены героически боролись с препятствиями. Я со своими друзьями участвовал в самом старшем и престижном классе ТР-3, на автомобиле УАЗ. Даже для нас первый спецучасток стал тяжелым испытанием, и, несмотря на довольно прохладную погоду, было жарко.
По результатам жеребьевки мы вышли в путь первыми, непосредственно перед стартом получив ведомость с приблизительной расстановкой КП. И на первом же спуске в карьер нас поджидал курьез: сели брюхом на бордюр (что скоро аукнется нам). К счастью, песок еще не сильно замерз, и, раскачав машину, мы смогли сползти в карьер. Потом были тяжелые три часа, в течение которых мы буквально на руках затаскивали наш УАЗ на отвесные стены, тряслись по кучам замерзшего песка вперемешку со снегом.
На одной из куч нас и настигли неприятности: заглохла машина. Пару раз попытавшись завести ее, наш водитель и по совместительству хозяин машины Олег заглянул под днище. А там – сорванный с креплений и загнутый глушитель! Мы втроем попытались его оторвать, однако сварные швы оказались намного крепче креплений глушителя. Но где наша не пропадала! 15 минут мучений, и вот глушитель лежит у нас в багажнике, а машина ревет, как вырвавшееся на волю дикое животное.
Финишировав в отведенное время, наш дружный коллектив добрался до девятнадцатого КП (как позже оказалось, то был лучший результат).
Несколько часов на отдых и на то, чтобы переодеться в сухое, пообедать, поделиться впечатлениями с другими участниками, пролетели незаметно, и организаторы уже зовут нас на брифинг, посвященный спецучастку N 2. Он состоял из трех частей.
Стартовав в 15.00, мы поехали в ближайшую деревню искать очень интересный объект: 18 скворечников около одного из домов. Сфотографировав это чудо и проложив по навигации курс дальнейшего следования, поехали по окрестным местам в поисках КП.
Ни одни соревнования не проходят без поломок, ведь приходится иметь дело с техникой, компьютерами. Вот и в этот раз в самом конце первой части спецучастка у нас отказала навигация – возникли проблемы с питанием компьютера: где-то снег попал на провода, и соединительные контакты окислились. Времени на то, чтобы в полевых условиях разбирать электронику УАЗа, не было – благо, что запомнили, где примерно находится базовый лагерь. С горем пополам добравшись до него, поужинав, попробовали починиться, но навигация упорно не хотела работать.
Автоспортсмены – большая дружная семья; любой готов прийти на помощь, пусть даже в ущерб своему результату. Так случилось и с нами – добрые люди помогли, дали запасной навигационный компьютер.
Перед новым стартом нам выдали карту местности с отмеченными на ней КП. И снова бездорожье, просеки, противопожарные рвы, деревья в снегу, ночь – романтика, одним словом. Так как участвовали не в первый раз, да и уже очень хотелось спать, впечатления не слишком отложились в памяти, ничего особенного по пути не встретили… кроме, пожалуй, одного.
Необходимым условием на трассе спецучастка было… «найти Ленина и сфотографироваться на его фоне». Мы долго улыбались, ведь по карте в радиусе 50 километров не было ни одной деревни, а поверить, что в богом забытом лесу стоит памятник вождю мирового пролетариата, не представлялось возможным. Но мы его нашли, правда, пришлось ехать по льду озера до рыбачьей зимовки. И там на стене мы увидели барельеф, изображающий Владимира Ильича. Далее были фотография на память и дорога в базовый лагерь (который тоже оказался зимним домиком рыбаков).
Отметившись на финише, мы решили немного поспать перед тем, как приступить к третьей части спецучастка, ведь было уже четыре часа ночи.
Проснулись в половине седьмого утра, получили задание, и – снова в путь. Я считаю, что человек, ни разу не побывавший в лесу на рассвете, зря прожил жизнь. Как красиво, когда солнце начинает подниматься над деревьями, окрашивая снег на ветках в такие причудливые цветовые узоры, которые достойны кисти великого мастера!
И вот, проехав за сутки более 300 км по кочкам и ухабам, озерам и рекам, спускаясь на лебедке в овраги и поднимаясь, мы финишировали.
10 часов утра, жутко хочется спать. По регламенту соревнований объявление результатов и награждение – только через несколько часов. Посовещавшись, мы решили поехать домой – отсыпаться. И только на следующий день до меня дошла новость, что мы заняли первое место.
Вот официальные результаты соревнований.
Класс ТР-1. 1. Алексей Зубков, Павел Якубенко (Suzuki Vitara). 2. Евгений Николаев, Василий Мархель, Владимир Мархель («Нива-2121»). 3. Дмитрий Тюрин, Александр Колесников («Нива-2121»).
Класс ТР-3. 1. Олег Янин, Алексей Сумик, Виталий Кузнецов («УАЗ-31514»). 2. Евгений Михалев, Евгений Горяев, Вадим Афлетунов («УАЗ-469Б»). 3. Рамиль Каримов, Тимур Каримов, Радик Мифтахов («УАЗ-469»).
Хочу отметить изобретательность организаторов и их титанический труд по подготовке соревнований. А также поблагодарить всех участников, сражавшихся с природой, машинами, собой.
***
фото: КП на косогоре;наш экипаж на трассе