Как торговля, «мягкие ряды»?
Холодная сибирская зима вынуждает кутаться потеплее в толстые шали, на работе накидывать на плечи тонкие «паутинки». Руки взрослых и детей не замерзают в мягких варежках, а связанные из шерсти носки отлично согревают ноги.
На каждом городском рынке есть «мягкие ряды» с таким товаром. Появляются они в основном зимой, когда существует спрос. Издалека кажется, что палатка или павильон – из пуха, от них веет уютом и теплом. Стены, прилавок, сам продавец – все окутано легкими, как дымка, шалями, смешно топорщатся в разные стороны носки и варежки… Облачко чего-то белого, рядом – серенькое. Есть пуховые облачка потемнее, совсем грозовые, но не менее теплые.
Сейчас, если прийти на рынок «Центральный», можно заметить, что «мягкие ряды» сильно поредели. И, кажется, не из-за мороза: что уж точно никогда не пугало отважных торговцев, так это ветер или снег. Нынче картина непривычная; там, где выбор был всегда велик и конкуренция не меньше, сейчас – затишье. Коекакие ряды пустуют совсем, а немногие продавцы стараются держаться ближе друг к другу: для тепла и для компании.
И ловишь себя на мысли, что жалко было бы потерять возможность носить пуховые вещи. Пусть они нужны и не каждый день, но стоит надеть – и не нарадуешься. А ходят слухи, что распродадут свой товар продавцы и исчезнут вместе с пуховыми облачками, пока ситуация в стране и в городе не стабилизируется, пока спрос не возрастет.
… Галина Кутловская продает меховые стельки в сапоги и детские валенки. Она успокоила нас:
– Нет, никуда мы отсюда не уйдем, хотя торговцев, действительно, меньше. Люди, наверное, стали расчетливее, больше берегут свои деньги. Придут, посмотрят быстренько и уходят. А мы стоим здесь, на морозе, с восьми до пяти… Греться ходим в кафе рядом да одеваемся потеплее…
Галина Федоровна похвасталась, что в валенки подкладывает стельки собственного производства. И продает подобные: берет заводские, белые, и приклеивает к ним мех – цигейку, овечью или собачью шерсть. А материал для стелек получить не проблема: она покупает шкурки и шубы из искусственного меха и раскраивает.
Здесь же, на прилавке, стоят у нее детские валенки. Те, что заводского производства, подешевле, триста рублей – хоть они и с резиновой калошей. Есть валеночки, сделанные в одной из деревень местными умельцами. Эти дороже: совсем маленькие стоят семьсот рублей, на размер больше – восемьсот…
А вот и они, ряды с пуховыми вещами. Если не покупать, то смотреть действительно приятно, и пробовать на ощупь – тоже. Но и здесь продавцы жалуются на малое число покупателей, однако цены снижать не собираются, держат их на одном уровне – для честной конкуренции. Неизвестно, заставят ли их пойти на это время и отсутствие покупателей. Но сами продавцы говорят, что скидки будут возможны только к весне.
Сейчас «паутинка» стоит от 600 до 3500 рублей, шаль – около 7 тысяч. Немало, если учесть естественное желание людей сэкономить. Хотя такие вещи носятся долго; и даже если со временем потеряют товарный вид, то свойство сохранять тепло остается надолго.
… Есть на тюменском рынке даже торговцы из Кисловодска. Земфира, кутаясь в шаль, рассказала:
– Мы в вашем городе около месяца, приехали, чтобы вас согреть нашими пуховыми платочками и носками. Там, в Кисловодске, у нас теплее, но мы держим коз, вычесываем пух и вяжем вещи. Кое-что можно и покрасить: есть специальные краски для шерсти.
На прилавке Земфиры – табличка с надписью «распродажа». Толстые вязаные носки больших размеров стоят всего сто рублей. Наверное, очень хочется Земфире домой, и чувствует она, что на распродаже товар разойдется гораздо быстрее…
Местные же продавцы не унывают и сдаваться не собираются – равно как и снижать цены. Видимо, пока нет острой нужды сбыть товар поскорее. Сибирячкам не привыкать стоять и ждать часами покупателей на морозе.
***
фото: Галина Кутловская полна оптимизма;валенки на любой вкус и размер;«мягкие ряды»