«Как научим, так и поедет»
Каждое пятое-шестое дорожно-транспортное происшествие в Тюменской области происходит по вине водителей со стажем до трех лет. Вывод напрашивается сам собой — уровень подготовки в автошколах очень слаб.
К такому заключению пришли и сами автомобилисты. И решили взять ситуацию на дорогах в свои руки.
4 декабря прошлого года создана ассоциация автошкол Тюменской области. В нее вошли восемь предприятий: «Автомобилист», ВОА, РОСТО, «Стимул», «Авто-Курс», «Мастер», «А-Класс», «Машинка». До конца января количество членов ассоциации увеличится до пятнадцати. Так сказал ее председатель Андрей Андреев.
На вопросы корреспондента газеты отвечает председатель Ассоциации автошкол Тюменской области Андрей Андреев.
— Андрей Викторович, может ли сообщество автошкол реально повлиять на ситуацию на дорогах?
— Если бы мы не были в этом уверены, то не взялись бы за создание ассоциации. Ситуация на дорогах настолько угрожающая и до такой степени неконтролируемая, что дальше сидеть сложа руки — невыносимо.
Вспомните, каким было отношение к подготовке водителей еще лет двадцать назад. С первых дней преподаватели стремились донести до них главное — осознание ответственности за человеческие жизни. Сегодня в некоторых автошколах не учат вождению, а натаскивают на сдачу экзамена. Порой инструкторы прямо на занятиях говорят ученикам: в Тюмени ездить по правилам невозможно.
— И как ассоциация сможет воздействовать на подобных горе-учителей?
— Мы разговаривали с руководителями тюменских автошкол, и почти все они сталкиваются с нехваткой профессиональных кадров. Это большая проблема. Инструкторов по вождению и преподавателей теории готовит только Западно-Сибирский колледж транспорта. Мы разрабатываем программу подготовки собственных профессиональных кадров. Создадим базу данных на каждого инструктора — какую школу прошел, какой водительский стаж имеет… Будем следить, чтобы преподаватели регулярно проходили курсы повышения квалификации.
— А как быть с теми, для кого автошкола — просто бизнес, возможность заработать деньги?
— Ничего с ними делать не надо. Со временем они сами уйдут с рынка. Когда люди осознают, что учиться нужно только у профессионалов, потому что от этого напрямую зависят их жизни…
— И вы уверены, что в ассоциацию войдут только профессиональные школы?
— Это и есть главная цель. Ассоциация — некоммерческое партнерство. Наша задача — повысить качество образовательных услуг, а не количество автошкол. Школа, желающая вступить в ассоциацию, должна иметь необходимую материальную базу (учебные классы, квалифицированный штат, автодром) и зарекомендовать себя. Каждый участник подписывает хартию «Безопасность на дорогах ради безопасности жизни», так называемый кодекс профессиональной чести. Он добровольно берет на себя обязательства и ответственность за выполнение всех требований и законов. Если контролирующие органы еще можно обойти, обмануть, то профессиональное сообщество уже не обманешь.
— А вдруг эти несколько автошкол, объединясь, создадут некую монополию, в которую «чужакам» будет заказана дорога?
— Повторю: наша задача — повысить уровень образования в автошколах. Если все 50 тюменских школ будут соответствовать предъявляемым требованиям и решат войти в ассоциацию — будем только рады. К сожалению, проблема в том, что некоторые учреждения не готовы и не хотят работать открыто. Есть такие, где просто стоит кассовый аппарат для сбора денег, сидит человек и выдает удостоверения об окончании школы. Если такие школы уйдут с рынка, думаю, всем будет только лучше. Такого же мнения придерживается и руководство ГИБДД. Но если эти автошколы решат расти и совершенствоваться — мы готовы оказать им в этом поддержку.
— Однако нерадивые водители появляются на дорогах и с помощью сотрудников инспекции.
— Об этом тоже мы говорили с начальником ГИБДД, и он сказал, что ситуация меняется, что усилили работу с кадрами. Сейчас разрабатываются нормативные документы о проведении экзаменов, чтобы экзаменаторами не становились случайные люди. В случае аварии по вине водителя со стажем до трех лет, проводится расследование. По итогам прошлого года несколько сотрудников инспекции были привлечены к ответственности…
—А как быть с такой малостью, как человеческий фактор? Один просто не привык жить по правилам, другому не хватает воспитанности, а у третьего нервы — его вообще к управлению автомобилем подпускать нельзя…
— Это, пожалуй, одна из самых серьезных проблем. Водителей необходимо учить не только правилам дорожного движения, но и этике поведения на дороге. Общественное мнение — огромная сила. Если мы все вместе начнем говорить о том, что на самом деле происходит, и предлагать конструктивные решения, уверен, что эта «война на дорогах» постепенно сойдет на нет