Интервью после 17 дней в дороге
Не каждый человек, выдержав двух-недельную трудовую вахту, согласится на внеплановое ее продолжение. Но железнодорожники – народ стойкий.
Вот и проводник фирменного поезда «Тюмень-Москва» Денис Панкратов после 17-дневного рейса перед нашим приходом не успел даже отдохнуть. И все-таки от интервью не отказался.
– Денис Валерьевич, считается, что проводник – скорее женская профессия. По крайней мере, женщин здесь гораздо больше, чем мужчин. А ведь работа эта физически достаточно тяжелая?
– В резерве проводников примерно 20 процентов составляют мужчины. Конечно, хотелось бы больше. Труд этот, действительно, очень тяжелый, особенно зимой. Приходится и ломом работать, когда замерзает уголь, и закидывать на верхние полки ватные матрасы, и мешки с грязным бельем перетаскивать. Но то, что этот труд физически тяжелый, знают только те, кто видел эту работу изнутри. Для пассажиров проводники – просто хорошая обслуга. Причем, мы гордимся, что нас считают именно хорошей обслугой, что изнанки люди не видят.
Я вообще считаю, и не боюсь показаться романтиком, что проводник визитная карточка железной дороги. Пассажиры не видят работы экипировщиков, диспетчеров и даже машинистов. Точно так же, как в самолете мы видим стюардесс, и с ними у нас ассоциируется «весь гражданский флот». Соответственно, и проводник должен быть улыбающийся, в хорошей форме, никто не должен видеть, что ему тяжело, что он устал или не выспался.
– Случайно ли вы пришли на железную дорогу, или это была какая-то закономерность?
– Это была и случайность, и закономерность. Я долго от нее уходил. Закончил физико-математический факультет, несколько лет проработал учителем в школе, потом в службе безопасности. Пробовал заниматься бизнесом… Но, видимо, гены победили. С 1936 года мои дедушка и бабушка были железнодорожниками. Настало время, когда и я осознанно сделал выбор и пришел на железную дорогу. Пришел вместе с женой.
Мы оба – проводники. Вместе работали и в плацкартных, и в купейных, сейчас стоим на штабном вагоне. Здесь пригодилось ее экономическое образование и моя педагогическая практика. На железной дороге, в отличие от многих других предприятий и организаций, вообще приветствуется семейственность.
– Часто ли вам приходится в дороге разрешать сложные или конфликтные ситуации?
– Когда 52 человека несколько дней едут в замкнутом пространстве, возможно всякое. У каждого свой характер, порой болезни… Если на месте погасить конфликт не удалось, к урегулированию ситуации подключаются и начальник поезда, и проводники штабного вагона. Поэтому, я считаю, высший профессионализм проводника заключается не только в его чистоплотности, приветливости и знании техники безопасности. Он должен быть и хорошим психологом.
– Наверное, праздники – это самое напряженное время для проводников?
– Нет большой разницы между праздниками и буднями. Это как рыбалка. Все думают, что клевать будет сегодня, а на самом деле клюет тогда, когда рыба хочет. Так и здесь. Думаешь, что самый трудный рейс будет в праздники, а он приходится на будни.
– То есть, непредсказуемость – непременный атрибут вашей работы?
– Чтобы непредсказуемости было меньше, нас очень хорошо готовят. Помимо постоянных учеб и планерок, нам часто предлагают ролевые игры. Проводник должен быть готов абсолютно к любой ситуации в пути. Главенствует лозунг: «Пассажир – это царь».
– Это такая психологическая подготовка или свойство характера? Не каждый сможет «держать лицо», когда его оскорбляют или провоцируют?
– Это и свойство характера, и психологическая подготовка, и опыт – все вместе. И потом, кто не может, тот просто уходит. Когда хамит продавец, мы возмущаемся, хотя и зашли в магазин-то на 15 минут. А здесь пассажир и проводник бок о бок как минимум несколько часов, а то и дней. Здесь мы все – одна команда.
– Вы только что из рейса. Сколько километров прошли?
– На этот раз мы были в пути 17 дней. Возили детей на президентскую елку. Километры нам некогда считать, мы больше ориентируемся на часы, на время прибытия.
– Чаще к вам приходят работать случайно?
– Мой вариант – вообще из ряда вон выходящий. Перед этим пять лет у нас с женой было свое дело. Но оба в определенный момент почувствовали, что в своем бизнесе, в этом замкнутом круге, «закисаем», вот и решились на кардинальные перемены.
– А молодежь идет на эту работу?
– Идет, но мало кто остается. Одни не выдерживают физически и психологически. Другие не выносят долгого отлучения от дома. Остаются те, кто должен остаться.
– Своим детям вы пожелали бы такую профессию и такую судьбу?
– Я доволен своей судьбой. Есть хорошая пословица: «Лучше быть хорошим провизором, чем плохим хирургом». Я себя считаю хорошим проводником. И люди пишут мне благодарности. Не факт, что в другом месте все было бы так же. Мне вообще кажется, что вся моя жизнь постепенно шла к тому, чтобы я работал здесь. Здесь очень легко, здесь я как рыба в воде.
– А может ли человек прийти к вам, стать проводником, если он по какой-то причине потерял свою прежнюю работу?
– Главное, чтобы человек почувствовал, что эта работа по его силам.
НА СНИМКЕ: Денис Панкратов в купе фирменного поезда «Тюмень-Москва».
***
фото: