X

  • 22 Ноябрь
  • 2024 года
  • № 130
  • 5629

Что в имени твоем, Россия?

Окончание. Начало в N 2.

Политика виселиц, названных в народе «столыпинскими галстуками», и колонизация восточных окраин России не идет ни в какое сравнение со сталинским террором.

Экономически самостоятельное (а потому – потенциально опасное для диктаторской власти) крестьянство, составлявшее к 1917 году четыре пятых населения страны, было разорено и выслано в Сибирь. В ходе первой же перерегистрации «спецпереселенцев», проведенной органами ОГПУ в январе 1932 года в Западно-Сибирском крае, выявлена «убыль 500 тыс. человек, умерших или сбежавших в тайгу».

Не собираюсь доказывать бесчеловечность сталинской политики, хотя для этого имеется огромное количество рассекреченных документов. Приведу лишь выдержку из перехваченного ОГПУ в январе 1933 года донесения итальянского консула в Харькове своему начальству в Риме:

«… За неделю была создана карантинная служба ОГПУ по поимке брошенных в результате голода детей… В полночь их увозили на грузовиках к товарному вокзалу на Северном Донце… Здесь находился медицинский персонал, который проводил сортировку. Тех, кто еще не опух от голода и мог выжить, отправляли в бараки на Голодной Горе или в амбары, где на соломе умирали еще 8000 душ, в основном, дети. По прибытии вагонов всех покойников выгружали в заранее выкопанные большие ямы… Каждую ночь в Харькове собирают по 250 трупов умерших от голода или тифа. Замечено, что большое число из них не имеют печени, из которой готовят пирожки и торгуют ими на рынке…»

Только в 1933 году и только на Украине от голода умерло более трех миллионов человек. С шести до трех миллионов сократилось население Казахстана. В тот же самый год по указанию Сталина из голодающей страны на экспорт было отправлено 16,8 млн. центнеров зерна, 47 тыс. тонн мясомолочных продуктов и 54 тыс. тонн икры и рыбы.

В нынешней России мероприятий, посвященных скорбным событиям всесоюзного голодомора, не проводилось. Стоит ли удивляться, что «именем Россия» российская телеаудитория назвала Сталина?

Иосиф Виссарионович теснит православных святых: в городе Стрельна Ленинградской области настоятель храма св. княгини Ольги (она не вошла даже в список пятидесяти имен) Евстафий выставил для поклонения икону, на которой в полный рост изображен Сталин. Свою инициативу молодой священник объяснил так: «Чувство, что Сталин – отец народов, что он отчасти и мой отец, не покидало меня всю жизнь. У меня было два отца, кроме Отца Небесного: один – мой отец по плоти, а другой отец – это отец народов, который был строг, но справедлив. Который судил, может быть, ошибался, но который все равно был отцом моей страны…»

В РПЦ все чаще звучат призывы причислить Сталина к лику святых, поскольку он якобы был глубоко верующим и праведным человеком. Иерархи церкви забыли, что к 1939 году в стране закрыли все монастыри (их было в 1917 году более тысячи)? Что только в 1937-1938 годах арестовано 165200 священников? Из них расстреляно 106800, включая отбывавшего ссылку в Абалаке и в местечке Хэ (Надымский район) местоблюстителя патриаршего престола митрополита Петра (Полянского), не включенного почему-то в телепроект «Имя Россия». Тогда же в Загорске (Сергиевом Посаде) расстреляли бывшего настоятеля Троице-Сергиевской лавры слепого архимандрита Кронида, которому было за 70. Вместе с ним убили еще 16 бывших монахов, а 95-летнего парализованного старца Ипполита не расстреляли – он умер во время следствия. Вело это «дело Ипполита» УНКВД Московской области, которым руководил свояк Сталина комиссар госбезопасности 1-го ранга Станислав Реденс.

В Тюмени никогда не было улицы Сталина, хотя попытки увековечить его имя в городской топонимике отмечались. В соседнем Ишиме восстановили памятник Сталину – эта новость прозвучала на всю страну. Какая-то часть населения Ишима гордилась таким решением, а местная власть предпочла занять позицию стороннего наблюдателя. Может, ишимцы, как другие голосовавшие за «имя Сталина», искренне считают, что современная Россия нуждается, главным образом, в наведении порядка, дисциплины и борьбе с коррупцией, а вовсе не в глубоких экономических и политических реформах? Поэтому таков их выбор. Но при этом они не хотят помнить, что для «наведения порядка в стране» и утверждения «идеалов добра и социальной справедливости», согласно документально подтвержденным ФСБ России данным, с 1918 по 1990 годы в советской России и СССР по политическим мотивам было осуждено 3 миллиона 835 тысяч 990 человек, из них 827 тысяч 995 расстреляно.

За то же время в Тюменской области осуждено судебными и несудебными органами, в основном так называемыми «тройками», более 22 тысяч человек, 7 290 расстреляно.

А в Ишиме, еще до выхода 2 июля 1937 года постановления Политбюро ЦК ВКП (б) о «массовых операциях», в ночь с 23 на 24 июня были арестованы и расстреляны все бывшие священники: 75 человек, и среди них епископ Серафим Звездинский.

Расстреляв веру, взялись без жалости за население страны. И после такого святотатства возносить палача и деспота до уровня лика святых!

«В патриархии нет таких сил, которые могли бы прекратить это страшное по своей сути движение, – считает настоятель московского храма царя-мученика Николая протоирей Михаил Ардов. – Эти требования канонизации и то, что мы видим по телевизору, как зрители голосуют за Сталина, считая его символом России, как идут на какие-то демонстрации пожилые женщины и мужчины и несут одновременно портреты Сталина и православные иконы – знак ужасный, знак того, что люди совершенно потеряли ощущение правды и истины».

Телепроект «Имя Россия» не только поставил нашему обществу диагноз беспамятства и нравственного нездоровья, но и высветил пугающее незнание большинством основных этапов отечественной истории. Кого же винить в бесчувственности и невежестве? Как принято в подобных случаях говорить (когда нечего сказать) – «Пушкина Александра Сергеевича»?

Кто народу любезенКто народу любезен Кто народу любезен Великий русский поэт и гуманист, основоположник национального литературного языка, в голосовании «имен России» занял лишь четвертое место. Незадолго до своей гибели на дуэли с французским эмигрантом Жоржем Дантесом Пушкин написал:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык. Но его имя современные россияне назвали не первым, не вторым, не третьим… Возвысили других, пробуждавших другие, не лучшие чувства иными нелирическими методами.

Почему нынешнюю молодежь не привлекла личность поэта, острослова, задиры и дуэлянта, который, по воспоминаниям современников, не только сочинял прекрасные стихи, язвительные эпиграммы и удивительную прозу, но и «… вел самую рассеянную жизнь, танцевал на балах, волочился за женщинами, играл в карты, участвовал в пирах тогдашней молодежи, посещал разные слои общества…»? Время другое? Но многое ли изменилось с тех пор?

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. Разве XXI век добрее века XIX? Или призывы к милосердию потеряли свою актуальность: нет униженных, оскорбленных, зависимых, голодных? Почему из «500 знаменитых людей России» лишь около сотни – мыслители, поэты, писатели, музыканты, художники, ученые, правозащитники? Остальные – представители «православия» и «самодержавия».

И все-таки Пушкин сильнее, заявляя:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит – И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит. Улица Пушкина есть в каждом городе. Тюмень – не исключение. Только мало кто из тюменцев скажет, где эта улица, соседствующая с улицами Гоголя и Крылова. Они – на задворках торгового центра «Гудвин» и автосалонов иностранных брендов. А главная библиотека Тюмени – на другой улице – Орджоникидзе (бывшая Ишимская).

Говорят, как улицу назовут, туда она и приведет. Соратник Сталина Орджоникидзе писал в январе 1934 года еще одному товарищу по партии, Кирову (его именем названа Воиновская улица): «Кадры, прошедшие через ситуацию 3233-х годов (т. е. через «голодомор» – А. П.) и выдержавшие ее, закалились, как сталь. Я думаю, что с ними можно будет построить Государство, которого история еще не знала». Пророческие слова. Глубоко верные. История России раньше такого не знала.

Уроженец Тобольска ученыйхимик Дмитрий Менделеев вышел в финал телепроекта «Имя Россия». В Тюмени есть его улица.

В нашем городе 61 улица носит имена из «народной части» проекта – писателей, поэтов, публицистов, композиторов, живописцев…

Названиями тюменских улиц рамки телепроекта раздвинуты: Бажов, Булат Сулейманов, Габдулла Тукай, Гайдар, Демьян Бедный, Добролюбов, Ершов, МаминСибиряк, Огарев, Фурманов, Чернышевский, Шевченко, Алябьев, Даргомыжский, Верещагин…

Достойные памяти имена.

*В очерке использованы сведения победителя краеведческого конкурса «Я шагаю по Тюмени» Сергея Дюкалова.

***
фото: здесь была улица Пушкина

Поделиться ссылкой:

Оставить комментарий

Размер шрифта

Пунктов

Интервал

Пунктов

Кернинг

Стиль шрифта

Изображения

Цвета сайта