Зима, когда взрывались батареи
В этом году мы, земляки, уже прожили половину зимы, но так и не успели почувствовать настоящих морозов.
Шубы наши висят в шкафах, пересыпанные нафталином, который моль уже давно считает биологически активной добавкой и поедает с особым аппетитом.
В такой обстановке приятно вспомнить самую холодную зиму, которая когда-либо была в Тюмени. Такой была та, что соединила 1968 и 1969 годы, ровно 40 лет назад.
Я эту лютую зиму хорошо помню. Она стала показывать характер со второй половины ноября, который в итоге оказался одним из самых холодных в Тюмени: средняя температура воздуха составила минус 12,1 градуса. До сих пор рекордно студеными остаются 24 и 25 ноября, когда воздух охлаждался ночью до минус 35 и 38.
Декабрь-1968 так же оказался одним из самых холодных для нашего города: средняя температура воздуха – минус 22,4. А 8 и 9 декабря вообще были рекордными в этом плане – минус 48 и 49 градусов!
В январе 1969-го средняя температура воздуха получилась минус 27,9 градуса. Ни до, ни после такого холодного января в Тюмени не наблюдали. Весь месяц столбик термометра держался ниже минус 20. Пятнадцать суток температура опускалась ниже минус 30 и еще восемь (с 19 по 26 января) – ниже минус 40.
Крепкие холода держались и в феврале: в среднем – минус 21,2. И такого «февральского повторения» тоже больше не было никогда.
За пять зимних месяцев – с ноября по март – средняя температура воздуха в Тюмени была ровно минус 19 градусов. Действительно, самая жестокая зима на нашей памяти…
Причем оказалась она довольно снежной. Под толстым снегом хорошо перезимовали все озимые и многолетние культуры, но надземная часть малины и яблони сильно померзла. Погибли сады у многих садоводов-любителей и в совхозах – тогда еще некоторые из них имели сады. После зимы 1968-1969 г. их вырубили и больше не сажали.
Осенью 1968-го сельскохозяйственный институт частично переселился за город, на современную улицу Институтскую. Плохо отлаженная система отопления и пьянство кочегаров по случаю дня Сталинской Конституции (отмечался праздник 5 декабря) привели к тому, что учебный третий корпус замерз, батареи взрывались с грохотом, и студентов пришлось вернуть до марта назад в городские корпуса, пока не сменили всю систему отопления.
В ту же зиму замерзло и главное здание аэропорта «Рощино», из которого начались полеты 15 мая 1968 г. Фасад здания был сделан по-южному – из стекла и алюминия, которые свободно отдавали тепло в окружающую заледенелую атмосферу. Система отопления не выдержала…
Руководство аэропорта срочно закупило в учхозе сельхозинститута прессованную в тюки солому и обложило ими стеклянноалюминиевый фасад здания, оставив несколько окон-амбразур. Жаль, наверно ни у кого не сохранилось фотографий того времени с изображением соломенного фасада «Рощино».
Тогда многие города Сибири пострадали от жестокой стужи и заморозили свои системы отопления. Все лето на Урал на переплавку шли вагоны с треснувшими батареями отопления…