Год стали, год свершений
На заводе «Тюменьстальмост» в этом году было несколько поводов для радости. Первый заказ на мостовые конструкции для Тюмени. Начало строительства нового цеха. И главное — выход на проектную мощность в 32 тысячи тонн металла.
Когда находишься в цехе, общие слова «завод двигается вперед» получают реальное воплощение -движение здесь повсюду. Перемещаются под крышей кран-балки; ползут по плитам сварочные трактора; рабочие копошатся в металлоконструкциях. Все шуршит, гремит, грохочет. Внутри этой огромной машины как-то даже неловко не участвовать в работе…
Основные заказы завода сейчас — изготовление мостовых конструкций для двух тюменских развязок.
— Вот здесь у нас готовятся к отправке блоки для путепровода по улице Мельникайте, — показывает главный инженер Виталий Андреев на один из заводских пролетов. — Рядом сваривают блоки для развязки на улице Монтажников.
В августе, когда отсюда уходили конструкции центрального пролета Московской развязки, коренной тюменец Андреев радовался, что после нескольких лет у завода наконец-то появился тюменский заказ. А сейчас он подтверждает свои слова.
— Мы не делаем различий между «Мостостроем-11» и «Мостостроем-12» (эти две независимые организации строят путепроводы — Д.З.), — говорит он. — Для нас важнее — работать на тюменские объекты.
В кабинете, откуда хорошо виден весь цех, на стенах расклеены схемы-чертежи с графиком выполнения заказов. Для развязки в районе ТЦ «Южный» полностью изготовили два пролетных строения, для улицы Монтажников — десять процентов от 15-тысячного объема, но уже к апрелю полностью завершат работу.
В этом кабинете заместителя исполнительного директора по производству Олега Двойных руководители проводят оперативные планерки, решают, как настроить работу, чтобы все успеть вовремя. На наших глазах сюда наведался Григорий Бондаренко, исполнительный директор завода — в его подчинении все производственные процессы.
Григорий Григорьевич всю жизнь в мостостроении — работал на нескольких предприятиях СССР, в 90-х годах был директором завода имени Бабушкина в Днепропетровске. В Тюмень его пригласили полтора года назад, и именно с его именем связывают мощный рывок, совершенный предприятием.
— Ничего особенного мы не сделали, — объясняет он. — Организовали людей, поставили им задачу и спросили с них.
Впрочем, и сами рабочие прекрасно осознают ответственность своей миссии.
— Что для Москвы мы строим, что для Тюмени — работать надо одинаково хорошо, — говорит сварщик Федор Григорьев, отвлекаясь от доводки очередного блока. — Если, не дай Бог, сделаю что неправильно, отвечать буду по всей строгости.
Три года назад Григорьев перешел на тюменский завод из «Курганстальмоста», но сейчас называет себя «тюменским» — он один из пятидесяти рабочих, которым завод купил квартиры в поселке Боровском. Более того, 25-летний Григорьев — бригадир, наверное, самый молодой бригадир, которого мне доводилось встречать на заводах. Слушаются ли его старшие товарищи?
— Конечно! — отвечает он. — Если б я не знал работу, тогда другой разговор. А так все отлично!
— Бригада у нас сплоченная, дружная, — рассказывает Олег Костенко, который раза в два старше Григорьева. — И Федору, если надо, с удовольствием подсказываем что-то по работе. На мой взгляд, молодые должны выдвигаться вперед.
Костенко тоже из Кургана, но вовсе не это сплачивает коллектив, говорит он: объединяет общая специализация — работа с металлом именно для строительства мостов.
Тюменские работники тоже чувствуют свою причастность к большому делу. Развязки облагораживают Тюмень, делают город удобнее, считает стропальщик Евгений Созыкин.
— Вот бы еще на переезде возле Винзилей построили мост, — мечтательно произносит он.
— А то каждое утро еду на работу и торчу там в пробке.
Раньше Созыкин трудился на заводе стройматериалов, там работа была достаточно монотонной, а в мостостроении интереснее — конструкции всякий раз разные.
Для сборщика Олега Курамшина устройство на завод вообще стало крутым поворотом судьбы.
— А как вы думаете? — говорит он мне. — Почти сорок лет мне было, а я мотался вокруг Тюмени, строил коттеджи — халтурил, короче говоря. Надо было искать свое место.
От сестры он узнал, что в районе Винзилей есть такой завод, пришел на собеседование, где с него спросили умение читать чертежи — и на следующий же день вышел на работу. Было это два года назад.
Курамшин планирует оставаться на заводе как можно дольше, а сам «Тюменьстальмост» тем временем выходит на новый вираж.
— Можно сказать, это еще одна фирменная особенность нашего предприятия, — сказал Виталий Андреев, когда мы стояли на стройплощадке нового заводского пролета. — Только в сентябре было принято решение о строительстве этого корпуса, а сейчас уже покрывают крышу. Даже работающие здесь подрядчики, наверное, не до конца осознают, что можно за такой короткий срок построить такое серьезное здание — запускаем мы его в феврале.
Новый корпус площадью две с половиной тысячи квадратных метров предназначен для изготовления тяжелых мостовых конструкций. Как и в основном производстве, здесь разместятся участки сборки, сварки и покраски. Эти площади позволят выпускать всю линейку мостовых блоков, и в следующем году завод планирует повысить годовую планку до 40 тысяч тонн.
Есть ли возможность увеличить объемы еще больше?
— Мы строим ровно так, как позволяет рынок, — отвечает Андреев. — Есть понимание, что эти производственные площади мы загрузим, и люди, которые станут здесь работать, получат достойную зарплату. Можно было бы построить очень большой завод, но «Тюменьстальмост», являясь, по сути, предприятием средних размеров, остается более конкурентоспособным.
***
фото: Строится новый производственный корпус;Оперативная планерка: Виталий Андреев, Олег Долгих и Григорий Бонадренко;Федор Григорьев выполняет доводку мостового блока для развязки по улице Монтажников.