Кукольным домик Наты Смоленцевой
В поселке Тарманы по адресу — улица Малышева, 35, для зрителей, больших и маленьких, открылись двери «Кукольного домика» Натальи Смоленцевой.
Наташа — актриса и автор детских сказок и сценариев к своим спектаклям — в минувший четверг дала первое представление для друзей и знакомых.
Маленький зал с одним окном (в недавнем прошлом обычная комната в квартире на первом этаже), легкие светлые шторы, вместо кресел — десяток бежевых пуфов. Все новенькое, словно с иголочки. И Наташа в лаптях и сарафане, такая улыбчивая, свежая, будто с мороза, приветствует гостей.
Конечно, спектакль обязательно будет про Новый год. Конечно — с Дедом Морозом, Снегурочкой, Бабой Ягой и лесными зверями. И мы, такие взрослые и серьезные, все знаем наперед. И ничто нас не удивит. Ой ли?
В камерности спектакля есть особое очарование. Можно рассмотреть каждый колокольчик на ширме, глазки-пуговки у хитрой Лисы, шапочку Снегурочки, нелепый нос сварливой Яги… Можно улыбаться и наблюдать, как в зале девочка на коленях у папы следит за действом. Хмурит брови, надувает щеки и от всей души переживает за простодушного Снеговика, который не уберег подарки. Можно вместе со старшими ребятишками подсказывать Снеговику, в какую сторону скрылся Волк с мешком Деда Мороза.
А больше всего удивляет сама Смоленцева, хоть из-за ширмы ее совсем не видно.
У каждого из персонажей ее спектакля — свой характер, свой неповторимый голос. Даже не верится, что управляет всеми куклами и озвучивает их одна-единственная девушка! Пусть даже мы знаем, что она не просто человек, влюбленный в кукольный театр, а профессионал. И что за плечами у нее семь лет учебы в Тюменском колледже искусств и в академии культуры, искусств и социальных технологий.
— Я всегда мечтала о своем театре. Таком вот небольшом, семейном. Поэтому и назвала его «Кукольный домик». За то, что он такой маленький и уютный, — рассказала Наташа после спектакля. — Мне кажется, что сильную и самобытную традицию семейных театров незаслуженно забыли. Пора ее возрождать. Думаю, она будет востребована в нашем городе. Ведь есть люди, которые не любят появляться на публике, хотят побыть в более спокойной, домашней обстановке. Кому-то неудобно и слишком далеко ехать в центр, в большие театры. Можно устраивать спектакли для одной-двух семей, заранее договариваться о времени и репертуаре.
Даже не удивительно, что идея пришла в голову именно Наталье Смоленцевой. Эта хрупкая девушка с внимательными глазами кажется посланницей из другой эпохи. Даже на автопортрете, который написала Наталья, у нее на плечах — тонкая накидка-паутинка, а волосы забраны в пучок. Этакий образ барышни XIX-начала XX века.
XVIII, XIX век — это как раз время семейных театров. В спектакле, который ставился силами одной семьи, принимали живое участие друзья. За радость один-единственный раз выйти на сцену актеры готовы были месяцами шить костюмы, часами разучивать роли, репетировать…
А мы двигаемся дальше, и Наталья приоткрывает нам закулисье своего домика:
— Рабочие делали ремонт в помещении год. В последнее время ребятишки из поселка прибегали ко мне почти каждый день. Спрашивали: «Ну, когда откроешь театр? Когда?» Это было так приятно видеть, что тебя ждут. Жаль, что сегодня многие из них не пришли. Может, разболелись?..
За театральной ширмой — проход в гримерную, она же костюмерная и библиотека. На полках — книги по актерскому мастерству и голосовым тренингам, классика и произведения, по которым Наталья ставит спектакли… Здесь же коллекция давних деревянных машинок, приятные колоритные мелочи. На кровати — ворохи костюмов и концертных платьев. В углу деревянная кадка — реквизит для спектакля «По щучьему веленью».
И, конечно, куклы. Пока из своего старого дома перевезли лишь малую часть коллекции, изготовленной за последние несколько лет. А вообще-то она насчитывает десяток чемоданов. Помогает Наталье в этом деле мама. Актриса распахивает дверцу шкафа.
— Вот очень красивые и сложные куклы для спектакля в стиле японского театра Но. Я поставила его по одной из пьес писателя и драматурга Юкио Мисимы. … А вот моя первая кукла — Лунатик, — актриса берет в руки печального человечка в синем костюме и спальном колпаке. — Я шила его для эстрадного номера, еще когда училась в колледже. Какой у него характер. Сложно сказать. Но я могу показать вам, что он умеет делать!
Лунатик не спеша стягивает с головы колпак. Торчат в сторону оттопыренные забавные уши.
Мы хотели посмотреть, как актриса работает за ширмой. Но Наталья этого не любит — не хочет раскрывать секретов мастерства. Считает, что кукольный спектакль — это чудо, и должно им оставаться. И для детей, и для взрослых.
Кстати, следующий спектакль в «Кукольном домике» поставят как раз для взрослых — по пьесе Антона Чехова «Медведь». О точной дате и времени мы сообщим читателям, когда будут готовы афиши спектакля.
… Семейное кино, книги для семейного чтения, семейный театр. Какими далекими кажутся эти понятия! Как будто они действительно из другой эпохи, в которой у детей еще не было компьютерных игр и электронных планшетов, а у родителей на работе -вечного «дедлайна» (катастрофической нехватки времени).
Но то, что делает Наташа Смоленцева, вселяет надежду, что время еще способно останавливать бег. И что во все времена неизменной остается самая главная ценность — счастливая семья.
***
фото: Наталья Смоленцева;Кукольные герои ее спектакля;В числе первых зрителей — маленькая Софья и ее папа Михаил.