Усталые птицы летят к нам
![](https://tm-courier.ru/wp-content/uploads/2020/08/612508.jpg)
Вертолеты — словно редкие экзотические птицы. Одеты в такие же яркие, броские цвета. И требуют к себе не меньшего внимания и ухода.
— Недавно аж с самой Камчатки прилетели на завод два Ми-8, — рассказывает авиатехник «ЮТэйр-Инжиниринг» Сергей Павлов. — Вертолетчики говорят, что добирались в такую даль специально, потому что в Тюмени качество ремонта лучше.
Павлов внимательно изучает внутренности одного из вертолетов, стоящих в цехе. Он — представитель заказчика, ищет: какие есть недоработки. К нему машина попадает, когда ремонт завершен. А перед проверкой воздушное судно проходит целую вереницу процедур и рук.
Надо видеть, как очередную машину принимают в заводской ангар. С шумом поднимаются широченные ворота, сквозит холодный ветер, на улицу паром вырывается теплый воздух. Несколько рабочих, громко переговариваясь, катят вертолет — на фоне белого снежного пейзажа яркая махина, кажется, сама хочет поскорее попасть в тепло. Ворота закрываются, и покрытая изморозью «птица» становится в ряды своих отогревшихся собратьев.
— Все они ждут своей очереди перед ремонтом, — говорит технолог Людмила Щербакова, указывая на выстроившиеся вертолеты: ярко-оранжевый с синими полосами, салатовый, сине-белый. — Посмотрите, до какой степени они раздеты!
Вертолеты в цехе, действительно, раздевают — разбирают по частям. У одного нет задней балки, другой лишился топливных баков, а третий, абсолютно голый, уже готов принять душ. С него снимут старое покрытие, и начнется то, ради чего мы пришли на завод, — вертолет будут красить.
— Распылитель — это, можно сказать, продолжение моей руки, -говорит маляр Сергей Клюкин, стоя в малярном цехе, насквозь пропитанном запахом краски. -Ведешь им с определенной скоростью по фюзеляжу. На котором очень много заклепок. Раз сбился — и краска потекла.
Клюкин работает в цехе 12 лет. Минимум год нужен, считает он, чтобы набить руку. Вот и Эдуард Галеев, его молодой напарник, почтительно называет Сергея учителем, «сенсеем».
Людмила Щербакова рассказывает, что работники регулярно проходят обучение у производителей эмалей. Учатся не только правильно обезжиривать, шкурить, грунтовать поверхность, но и устранять недостатки.
— Перепыл, матовость, шагрень, — все это основания для того, чтобы заказчик не принял вертолет, — говорит Людмила Васильевна. -Покрытие должно быть глянцевым! Во-первых, вертолет выглядит с ним гораздо лучше, во-вторых, его легче мыть.
Клюкин с Галеевым красят внутри машины. Распахнуты грузовые створки. В масках и комбинезонах со следами эмали маляры практически сливаются с серым фюзеляжем, и только короткий «пшик» и облачко газов, вылетающее наружу, напоминают об их присутствии.
На вертолет становятся обычно по два человека. Распределяют между собой участки и за две смены полностью выкрашивают внутренности машины. А к наружному покрытию переходят только после облета.
Собранный, со всем внутренним оборудованием, но с чистым металлическим корпусом, словно неоперившийся птенец, вертолет снова учится летать. После машина перейдет на участок окраски вертолетов в сборе.
— Работа достаточно тяжелая, -чуть вздыхает Людмила Васильевна. — Особенно для женщин. Представьте, им надо облазить весь вертолет! Красят в два слоя. Пока закончат первый слой, надо тут же приниматься за следующий, иначе пропадет глянец. На « наружку» стараемся брать молодых людей.
Например, Егор Шнейдерман пришел в цех сразу после службы в танковых войсках. Салатовый Ми-8, над которым он трудится, — уже совсем взрослая птица. Она успешно прошла летные испытания, а Егор выполняет доводку -клеит специальные обозначения и указатели. По словам маляра, наружные работы требуют особой аккуратности, тщательности. Зато здесь, наконец-то, Ми получит законченный вид.
— Многие из них приходят в очень плохом состоянии, — говорит Егор. — Мы же снова возвращаем им красоту! Этим мне и нравится работа.
Егор никогда не летал на вертолетах. Зато, когда он видит в небе над Плеханово блестящую свежей краской машину, то думает: «Может быть, я его красил.»
В этом году для маляров закупили новое, современное оборудование — стол с вытяжкой, установку для промывки краскопультов, скоро поступит шейкер — для взбалтывания плотных растворов… И все это, чтобы в Тюмень на ремонт охотно прилетали вертолеты из самых дальних уголков страны. А улетали отсюда роскошными, яркими птицами.
***
фото: Ми-8, прилетевший на ремонт и оставшийся без оборудования, готовится принять душ;Маляр Елена Стрижкова на участке окраски деталей;Егор Шнейдерман выполняет доводку вертолета Ми-8 авиакомпании «ЮТэйр».