Не снегоход, а снеголет!
Несмотря на 30-градусный мороз, ни один из участников чемпионата УрФО по снегоходному спорту не отказался от состязаний.
… Над Воронинскими горками стоял морозный туман. Даже не выходя на улицу, было понятно, что погода совсем не для прогулок. Несмотря на это, трибуны, построенные специально для зрителей, не пустовали, а на подготовленной стоянке для автомобилей трудно было отыскать свободное место. Машины выстраивались плотными рядами у металлических заграждений, установленных вдоль трассы.
Место для парковки было выбрано удачно. Любители гонок быстро смекнули, что, если поставить авто капотом к месту состязаний, то можно из салона и не выходить. Через лобовое стекло видны финишная и стартовая часть трассы. Сиди в тепле, попивай чай или кофе (торговля предусмотрительно развернута рядом) и смотри снегоходное реалити-шоу на «широкоформатном экране»!
Многие приехавшие первоначально так и делали. Очень уж не хотелось выходить на мороз после комфортного микроклимата иномарки. Вот только адреналин на мягком сидении тоже какой-то вялый. Нервы у настоящих болельщиков не выдерживали. Бог с ним, с морозом! Зато и драйв — совсем другой, когда вживую слышишь рев моторов и ощущаешь летящую из-под гусениц снежную пыль! Какой там холод! Его с пылу переживаний и не чувствуешь.
Опытные болельщики хорошо знают этот эффект воздействия спортивных соревнований. И едут с другого конца города, чтобы получить острые, не сравнимые с телевизионными, ощущения. Семь верст в таких случаях точно не крюк. Наоборот, чем дальше путь, тем слаще предвкушение. Павел Дмитриевич, например, приехал на Воронинские горки из Парфеново.
— Погода меня никогда не пугала, — говорит он. — Мы — газовики, люди пуганные и ветрами, и морозами. Зимой и по лесам, и по болотам ходили. И за 40 градусов иногда бывало, и даже за 50. И — ничего! Главное — одеться и вести себя правильно. В нашей молодости такой снегоходной техники и в помине не было, по сугробам ходили на своих двоих. Сейчас же любо-дорого посмотреть, на каких машинах гоняют ребята!
Техническими видами спорта Павлу Дмитриевичу в юности не пришлось заниматься. С детства дружил только с велосипедом. Позже даже путешествовал на двухколесной машине, мог за день проехать до пятидесяти километров. Теперь здоровье, конечно, не то, и ту технику не оседлаешь, но помнится это удовольствие от мышечной усталости после тренировок. Поэтому Павел Дмитриевич — верный поклонник всех технических видов спорта и старается не пропускать ни одного соревнования.
Вести задушевный разговор рядом с трассой приходилось на повышенных тонах, иначе не перекричать шум моторов. К тому же рядом с трибуной спортсмены выходили на трамплин и форсировали двигатели, чтобы забраться на эту горку. Зато зрелище от парящих в воздухе почти стокилограммовых машин с летящими на них всадниками в шлемах — завораживающее! Беседа сама собой прерывалась, когда над горой взмывал очередной снегоход.
Но особенно пристально за трассой соревнований следили те, у кого в состязаниях выступал кто-то из родных или знакомых. Они не просто созерцали, а, казалось, сами готовы были выскочить на поле, чтобы помочь тому или иному спортсмену.
— Лешка, давай! Давай, жми! — кричал, срывая голос на морозе, отец Алексея Морокова.
Хотя за эту машину под номером 10 можно было и не переживать. Она шла в лидерах с самого начала заезда. Но тем волнительнее было отцу наблюдать, как соперники пытаются настичь сына и отобрать завоеванное преимущество.
Только когда заезд завершился, можно было отдышаться.
Мороковы приехали в Тюмень из Нового Уренгоя. Алексей тренируется теперь там (хотя начинал заниматься в Тюмени) и выступает за команду СТК «Ямбург».
— Он рванул на Север еще подростком, — рассказывает отец. — Всего 14 лет было. Но — характер у сына железный, настоял на своем, хотя мать и была против. Говорил, что в «Ямбурге» у него больше перспектив, чем в Тюмени. И оказался прав. По результатам соревнований Алексей Мороков занял первое место в классе «Юноши». Вторым стал его товарищ по команде Александр Знайдюк, а третий результат показал тюменец Евгений Си-кора. Справедливости ради надо сказать, что у Евгения только первый взрослый разряд, а Алексей -кандидат в мастера спорта, бронзовый призер соревнований за Кубок России.
… Морозный туман, снежная пыль и выхлопные газы перемешивались в воздухе и висели над трассой. Порывы ветра восстанавливали видимость, и тогда перед зрителями представала почти сюрреалистическая картина: петляющая полуторакилометровая трасса причудливо извивалась между горками и трамплинами и с высоты трибун была похожа на какую то интерактивную игру с многочисленными персонажами. Они двигались все разом, то взлетая в воздух, то взбивая фонтан белой пыли на виражах.
При этом картинка напоминала улей, с которого пасечник снял крышку, чтобы вынуть рамки с медом, — пчелы от такого вторжения в их личную жизнь забеспокоились и рассерженно зажужжали.
Над трассой висел такой же агрессивный гул моторов, а перемещения снегоходов могли бы выглядеть хаотично, не будь четко проложенных маршрутов передвижения от старта к финишу.
Специалисты говорят, что при такой температуре воздуха соревнования часто отменяют. Но раз уж северяне привезли технику на трейлерах в такую даль, то переносить заезды не стали. Правда, технари признавали, что такой минус на улице — испытание не только для людей, но и для машин. Тем более что снегоходам приходилось не рассекать мягкую снежную целину, а испытывать серьезные ударные нагрузки при прыжках с трамплинов. По словам Валентина Склярова, тренера команды «Факел» из Нового Уренгоя, в таких условиях у машин летят амортизаторы и ломаются рамы. Приходится оказывать техпомощь сразу за финишной чертой. Главным было до нее добраться, а там уж своих железных коней гонщики передавали в умелые руки техников.
Несладко пришлось и самим спортсменам. Чтобы уберечь от мороза лицо, многие заклеивали нос и скулы строительным скотчем. Не обходилось и без мелких травм — ведь гонщики на скорости сто километров в час взлетают на высоту в 10-15 метров, и приземление не всегда бывает мягким. Но к врачам скорой помощи (как и полагается по правилам, турнир обслуживали две бригады) спортсмены не обращались. К мелким ссадинам и незначительным обморожениям они привычны. Самое важное — избежать серьезных падений.
В целом и участники, и судьи, и зрители отметили хорошую организацию соревнований. Было продумано все до мелочей. Высоко оценил подготовку чемпионата и первенства УрФО Максим Шевченко, председатель комитета по снегоходам Мотоциклетной федерации России. На открытии соревнований он отметил, что федерация в дальнейшем намерена плотно сотрудничать с Тюменью.
По итогам заездов двое тюменцев — Дмитрий Мартюченко и Николай Грачев — поднялись на пьедестал почета. У Дмитрия — золото среди любителей, у Николая -серебро в свободном классе.
Тюмень вошла в тройку лидеров и в командном зачете.
***
фото: Полет на снегоходе;Валентин Скляров встречает своих воспитанников на финише;Тюменец Алексей Богатых занял второе место среди любителей;За секунду до приземления.