Зима — лишь небольшая передышка
Наверное, каждый хоть раз задавался вопросом: чем занимаются зимой дорожные строители, садовники, пляжные спасатели?.. На мой взгляд, работники базы авиационной и наземной охраны лесов относятся к таким же сезонным загадочным специалистам.
— Объем работ в зимний период у нас, действительно, сокращается, — говорит директор базы Евгений Хмельков. — К счастью, в это время года леса не горят. Отдыхаем от пожаров!
По словам Евгения Валерьевича, те, кто работает на авиабазе в должности десантника-пожарного, уходят зимой в отпуск — в среднем на сорок дней. А если в горячую пору трудились сверх нормы, то и того больше.
— Летом специалистам нашей сферы отпуск не светит, — разводит руками мой собеседник.
Однако зимой людям авиабазы тоже найдется, чем себя занять. Правда, работа эта — куда размереннее, спокойнее, без нервотрепки и беготни. В основном, готовят технику к предстоящему пожароопасному периоду: принимают новые машины, чинят те, что уже с пробегом… Из районов в город на ремонт привозят трактора, гусеничные вездеходы, «уазики» лесничих.
— «Уазик», кстати, зарекомендовал себя в наших лесах лучше всего, — ведет нас по гаражам базы Евгений Хмельков. — И проходимость хорошая, и вместимость.
Есть на вооружении авиабазы и тюменский вездеход «Петрович». Громадный, на шести колесах.
— Используем его на болотистой местности, — поясняет Евгений Валерьевич.
— А как же самолеты? — спрашиваю я. — Где зимуют они?
— До недавнего времени у базы не было своих самолетов, — отвечает Хмельков. — На время пожароопасного периода мы оформляли договоры с фирмами и брали самолеты в аренду. В основном, Ан-2. А в этом году у нас появился свой СК-12.
Это самолет-амфибия, собранный тюменским конструктором Сергеем Карповым (от инициалов — и название). Вмещает экипаж из четырех человек, может садиться прямо на воду. Да еще и экономичный.
— СК-12 обойдется куда дешевле, чем, например, тот же Ан-2, -рассказывает Евгений Хмельков.
— Кроме того, более экономичной будет и последующая эксплуатация этого самолета.
Правда, одной амфибией все равно не обойтись. На юге области — четыре основных зоны авиационного патрулирования. Евгений Валерьевич показывает их на большой карте в своем кабинете. Это территория вокруг Тюмени, Ишима, Тобольска и Увата. Уватский район, кстати, доставил лесным пожарным этим летом больше всего хлопот. Сильно горел.
— Потому что зима была бесснежная, болота пересохли, леса стояли сухие, — говорит мой собеседник.
Однако, несмотря на местами подпаленный Уватский район, юг Тюменской области достойно перенес горячую пору. Соседи пострадали куда больше. Нашим десантникам несколько раз приходилось вылетать на помощь. Сначала их позвали в Ханты-Мансийск, а потом на Ямал, где 38 работников тюменской авиабазы пробыли больше месяца.
Да, теперь тюменская авиабаза может позволить себе такую роскошь — делиться своими специалистами.
— В апреле этого года к штату авиабазы присоединился штат управления лесами, — говорит Евгений Валерьевич. — Если раньше у нас было триста человек, то теперь тысяча триста. Не только десантники, но и работники всех районных лесничеств. Решение об объединении двух предприятий было принято на региональном уровне, однако это не противоречит федеральному законодательству.
По словам Хмелькова, внутренняя лесная реформа уже дала свои результаты. Именно благодаря слаженной работе многих специалистов мы, вопреки неутешительным прогнозам, выдержали огненную атаку.
Однако не только в количестве дело, но и в качестве. Сотрудники авиационной базы регулярно проходят переподготовку. Заходит даже речь о том, чтобы открыть в Тюмени учебный центр, где можно было бы готовить на рабочие специальности не только местных сотрудников лесного комплекса, но и коллег из соседних регионов.
Пока же на авиабазе проходят переподготовку только свои — на 10-метровой вышке, на которой десантники-пожарные тренируются при помощи специального оборудования.
— Среди наших людей нет парашютистов. Спускаются они к месту пожара с вертолетов как раз подобным образом, — рассказывает о специфике работы мой собеседник. — Пожары мы тушим, в основном, с земли. Но, например, в Тобольске и Увате есть водосливное устройство, которое крепится к вертолету и позволяет сбрасывать воду на огонь с воздуха.
Я напоминаю байку о том, что где-то когда-то на месте лесного пепелища нашли дайвера в подводном снаряжении. Как там оказался? Его нечаянно зачерпнул из водоема пожарный самолет.
— Слышал такое, но это всего лишь анекдот, — говорит Евгений Валерьевич. — Водоемы, из которых забирают воду для тушения пожаров, заранее проверяют. Да и находятся они обычно в глухих местах, так что людей там оказаться не может.
Не из-за боязни зачерпнуть дайвера, а из-за нерентабельности, тюменские десантники довольно редко пользуются водосливными устройствами. Во-первых, затратно. Во-вторых, малоэффективно -еще непонятно, с какой точностью выплеснувшаяся вода попадет в цель. В-третьих, если цепляешь ВСУ к вертолету, то приходится ссаживать одного десантника. А человеческие руки на пожаре куда нужнее, чем даже 800 литров воды.
… Когда нос и щеки стынут на морозе, как-то с трудом думается о пожарах. Трактора и вездеходы, которые еще несколько месяцев прорывались сквозь горящий лес, стоят во дворе авиабазы, покрытые толстым слоем снега.
— А сейчас уже можно сделать какие-то прогнозы на весну и лето? — спрашиваю я у Евгения Хмелькова.
— Сейчас еще рано, чуть попозже. Хотя. Вот снега много выпало, значит, уже легче будет. Водоемы и болота не пересохнут.
***
фото: Евгений Хмельков;Водитель Боровского лесничества Семен Звягинцев в гараже авиабазы;Вышка.