Что маньяк по сравнению с первой любовью?
«Стальная бабочка», Россия, 2012 год. Режиссер Ренат Давлетьяров. В ролях: Дарья Мельникова, Анатолий Белый, Дарья Мороз, Елена Галубина, Андрей Казаков, Петр Винс, Алексей Семченков и др.
История любви девочки-подростка к взрослому мужчине в кинематографе и литературе — не нова.
Взять хотя бы фильм Люка Бессона «Леон» или снятую спустя три года польскую картину «Охранник для дочки» (главного героя там, кстати, тоже зовут Леон — может, не простое совпадение). Без набоковского Гумберта ассоциативный ряд тоже, конечно, не обойдется.
Однако сравнивать с ним опера Ханина (в фильме упоминается исключительно по фамилии) из «Стальной бабочки» будет неправильным. В отличие от Гумберта с серьезным психологическим и физиологическими отклонениями, переходящими в порочную манию, Ханин вполне здоровый и адекватный мужик. И пусть к своим сорока годам он все еще не обзавелся семьей, но только потому что сутками пропадает на работе.
Видимо, чтобы наверняка развеять тень определенного рода сомнений, которая ненароком может упасть на его героя, режиссер Ренат Давлетьяров внедряет в сюжет приходящую, вполне взрослую подругу-любовницу. Она хоть и является к оперу исключительно по субботам, но искренне надеется, что рано или поздно он сдастся и пустит ее в свой дом навсегда.
И надо же, опер-одиночка вдруг поступается своими принципами и действительно открывает свой дом, но для 16-летней беспризорницы по кличке Чума. Пожалел? Как бы ни так! Преследовал свои, опять же профессиональные, цели.
Девчонку Ханин (актер Анатолий Белый) отбивает у коллеги, инспектора по делам несовершеннолетних. Та давно мечтает засадить Чуму, наводящую кошмар на всю округу своей дерзостью и складным ножиком-«бабочкой».
— Вот ведь! Маньяк скольких девочек убил, лучше б уж тебя! — бросает в сердцах инспектор ПДН Чуме, которая ей откровенно грубит. — Ты ж все равно никому не нужна.
Вот это «никому не нужна» и цепляет Ханина, который не спит, думая, как поймать того самого маньяка. В отделе уже давно поговаривают о том, чтобы подманить убийцу, специализирующегося на совсем еще девочках, живцом. Желательно таким, которого, случись что непредвиденное, никто искать не станет.
Тут, наверное, стоит оговориться, что любителям холодящих кровь триллеров и «ментовских» сериалов «Стальная бабочка» вряд ли придется по вкусу. Слово «маньяк» в фильме хотя и звучит раз сто, но его поимка уходит далеко на задний план, вытесняемая драмой, которая разворачивается на плане переднем.
Все предсказуемо, но от этого не менее трогательно: малолетка Чума влюбляется в Ханина, который не скрывает от девочки, что интересна она ему исключительно в качестве рабочего материала. Опыта общения с подростками у опера нет — потому что своих детей никогда не имел, вот и не церемонится, выражений не выбирает.
Собственно, Чуме к подобному обращению не привыкать, она и сама та еще грубиянка. В роль пацанки Даша Мельникова прочно вжилась еще во время съемок длиннющего сериала «Папины дочки». Играла там Женю-спортсменку.
С тех пор девочка подросла. Сейчас актрисе уже 20 лет, но кандидатуру на роль малолетки режиссер выбрал беспроигрышную. Вроде, и цензуры уже никакой (вспомнить сложности со съемками той же «Лолиты»), и в сознании зрителей Даша прочно закрепилась как вечный подросток.
Признаться, очень интересно было посмотреть, как каменный «следак» будет выпутываться из щекотливой ситуации. Явную симпатию его подопечной заприметили даже коллеги, которые вместе с Ханиным вывозили девочку в парк на ночные «прогулки за маньяком». Они-то и уговорили его взять на время девчонку к себе, а не возвращать ее каждый раз в детский спецприемник.
Судя по всему, режиссер тоже долго ломал над концовкой голову. В Интернете пишут, что финальная сцена была придумана уже после того, как отсняли весь фильм.
Может, потому что повествование уходит довольно далеко от «кровавой» линии (я уже об этом говорила), ее развязка становится для зрителя настоящей неожиданностью.
***
фото: Кадр из фильма.