Парадоксы танца и музыки
В воскресенье в филармонии выступала необычная балетная труппа — театр танца Пулы Вашингтон.
Афиши гастролей этого хореографического коллектива привлекали экспрессивностью пластики артистов. Интриги добавляло и упоминание о том, что руководитель театра является постановщицей танцев в известном фильме «Аватар», а с артистов ее балета рисовались герои племени Нави. Гурманам танцевального искусства такой приправы было достаточно, чтобы загореться желанием познакомиться с творчеством труппы.
До нашумевшего блокбастера американский театр Лулы Вашингтон был мало знаком российским зрителям, хотя на мировой сцене он считается одним из самых успешных афроамериканских коллективов. Он далеко не новичок в танцевальном жанре — история его существования насчитывает более 30 лет. Впрочем, идея создания такого театра родилась у Лулы Вашингтон гораздо раньше — в 50-х годах, когда она переехала из штата Арканзас в Калифорнию и впервые оказалась на выступлении знаменитой балетной компании Элвина Эйли. В 70-х годах этот коллектив ошеломил и Россию. Эйли был не только экспрессивен и парадоксален, но и демонстративно прост. Он считал, что балет как искусство пора отобрать у элиты и создать танец, который «был бы понятен любому техасскому фермеру». Хореограф считал, что залог успеха — не в гармонии и искусстве высокого полета, а в яркой индивидуальности.
Принцип «индивидуальность во всем» стал основополагающим и для танцевального коллектива, созданного Лулой Вашингтон. Хореографические постановки театра представляют собой гремучую смесь разных танцевальных и пластических направлений: классического балета, джаза, пантомимы, акробатики, модерна, этнических афроамериканских техник и даже пения. Разнообразным и, на первый взгляд, взаимоисключаемым подбирался и музыкальный материал: Би Би Кинг, Вивальди, Бах, Шопен, Джон Колтрейн, Боб Марли, Майкл Джексон, «Роллинг Стоунз».
Любителям хореографии, воспитанным на отточенности и выверенности движений, на классическом языке танцевальных па, такие парадоксальные сочетания могут показаться хаотичными, лишенными привычной смысловой наполненности . Но, возможно, именно таким — сумбурным, динамичным, лицемерным и жестоким видится танцорам театра Лулы Вашингтон мир, в котором мы живем. Он не только соединяет, но и разъединяет людей, нередко заставляет их надевать маски, ломает национальную и человеческую гордость, ставит все с ног на голову и доводит до абсурда.
Не всем тюменским зрителям оказалась близка и понятна танцевальная философия, которую пытались донести артисты. Часть публики покинула полупустой зал после первой же композиции. Может, резанула нарочитая небрежность движений танцоров, простота их костюмов? Или глаза устали от обилия обнаженных торсов?
Вознаграждены оказались те, кто досмотрел спектакль до конца. В заключительной композиции «Маска», поставленной на музыку Маркуса Миллера, танцоры заговорили совсем другим пластическим языком — выразительным, эмоциональным, четким, где оправданы каждый жест и взгляд. И в этом танцевальном полотне не было ничего лишнего и случайного. Очистившись от наносного и ненужного, открылось, наконец, истинное лицо африканского танца, «полное огня и красоты».
***
фото: Выступают артисты театра танца Лулы Вашингтон;Выступают артисты театра танца Лулы Вашингтон;Выступают артисты театра танца Лулы Вашингтон;Выступают артисты театра танца Лулы Вашингтон