Найти свою нишу. Что придумает предприниматель?
На прошлой неделе руководство областного департамента инвестиционной политики съездило в Исетский район, чтобы оценить потенциал тамошних предпринимателей.
Заместитель директора департамента Леонид Остроумов вернулся из поездки с некоторой тревогой. На пресс-конференции во вторник он рассказал, что коммерсанты, конечно, интересуются, какую поддержку для открытия своего дела они могут получить от властей, но следующий вопрос у них — «А каким бы бизнесом нам заняться?»
— Так функция предпринимательства может плавно перетечь к правительству, — говорит Остроумов. — Но вообще-то у нас не плановая экономика!
На пресс-конференции Остроумов и его коллеги напомнили, на какие формы поддержки могут рассчитывать бизнесмены. В первую очередь, это лизинг оборудования, на который выделяется больше всего средств и который пользуется наибольшей популярностью у компаний. Следом идут возмещение части затрат по кредитам и компенсация участия компаний в выставках.
— Главная наша цель — это модернизация старых и создание новых производств, — говорит Леонид Остроумов. — Что влечет за собой появление новых рабочих мест и рост налоговых отчислений.
За более чем десятилетнюю практику заявки на лизинг поступили от пятисот компаний, всего в регионе около 70 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, и эта цифра возрастет, уверен Остроумов — в том числе за счет мер, оказываемых властями.
Особый институт, который служит популяризации предпринимательской деятельности, — областной бизнес-инкубатор. Его не следует путать с технопарком, где основной вектор деятельности — поддержка научных, инновационных идей. Сюда же приходят именно коммерсанты.
— Причем те, кто только встает на ноги, 25-35-летние молодые люди и девушки, — говорит Сергей Хрущев, директор учреждения. -Им предоставляют помещение, для них проводят мастер-классы, оценивают их бизнес-планы.
По словам Хрущева, бизнесмены в последнее время отходят от простых схем зарабатывания денег — парикмахерские и салоны красоты им уже не интересны. Однако количество обращений с идеями новых промышленных предприятий пока не превышает десяти процентов от общего числа заявок.
Компания «Древесно-полимерный комбинат ТМ» стала резидентом инкубатора этим летом. Причины непопулярности производства у начинающих бизнесменов директор компании Владимир Диер объясняет тем, что производство требует гораздо больших вложений, чем торговля. Причем не только материальных.
— Конкуренция очень жесткая, — рассказывает Владимир Алексеевич. — Попробуйте найти то изделие, которое еще не производят в регионе, организовать площадку, закупить оборудование! Гораздо проще стать дилером и просто возить продукты из другой области.
Древесно-полимерный комбинат станет изготавливать отделочный материал из смеси древесной стружки и полипропилена, при этом производство было изначальной целью руководителя. Конечно, говорит Диер, бизнес-инкубатор не предоставляет цеха, зато здесь есть к кому обратиться за советом, договориться о совместных поставках сырья с другими резидентами, наконец, сэкономить на арендной плате за офис.
— Наше участие здесь — это только начальный этап развития компании, — говорит директор. — И хорошо, что молодому предприятию дают такую возможность для старта. В будущем мы, конечно, будем расширяться.
Именно для того, чтобы предприниматели сконцентрировались на производстве, департамент инвестиционной политики отказался от поддержки рекламной деятельности компаний и больше не выделяет средств на обучение их руководителей, не предоставляет гранты. Пополнением оборотных средств должен заниматься сам предприниматель, сказал на пресс-конференции Леонид Остроумов. А равно и искать на рынке незанятые ниши.
— Достаточно зайти в магазин и посмотреть, каких продуктов нет на прилавках, — советует Остроумов. — Плюс у каждого коммерсанта есть своя профессиональная компетенция и отрасль, в которой он мог бы реализоваться наиболее полно. Если в следующем году в нашей области открываются 12 новых заводов, это не значит, что некуда развиваться.
Перспективными нишами Остроумов назвал деревообработку, нефтехимию, производство сельхозсырья. Кроме того, непаханое поле — промышленный сектор районов области. Для привлечения в него инвесторов в 2013 году создадут специальную программу.
Также департамент занялся стимулированием внутреннего туризма. Уже в этом году операторам, которые отправляют детские группы в Тобольск и Тюмень (когда ребята перемещаются между городами на поезде и ночуют в отцепленном вагоне), возмещают часть затрат на аренду вагонов. Также действует система компенсации железнодорожного проезда для больших групп школьников.
На вопросы журналистов, как предпринимателю не прогореть в начале своего дела, куда «постелить соломку», и Остроумов, и Хрущев в голос ответили: «Трудиться-трудиться-трудиться! Быть готовым заниматься бизнесом 24 часа в сутки. И помнить, что эту работу за предпринимателя, кроме него, никто не сделает».