Краеведение как школа патриотизма
Важное место в мировоззрении человека разумного занимает понимание своего отношения к конкретной территории: где ты родился и вырос, где живешь и работаешь, где твой дом, семья, родные и близкие люди…
Чувство причастности к малой родине или к тому месту, где человек разумный по разным причинам оказался, воспитывает краеведение.
Вот одно из определений этого понятия: «краеведение — изучение родного края, его истории, его природы преимущественно собственными силами». От фундаментальных и прикладных наук (истории, географии и т.д.) краеведение отличается самодеятельностью и самоорганизацией.
Краеведы ни у кого ничего не требуют и не просят, их предложения носят исключительно рекомендательный характер. Такая позиция не всегда устраивала власть предержащую. Так, в 30-е годы прошлого столетия в нашей стране и в нашем крае, соответственно, краеведение было запрещено, краеведы — репрессированы. Очевидно, идеология, нацеленная на достижение мировой революции, не предусматривала «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Правда, когда план мировой революции провалился, социальные эксперименты закончились неудачей, то вспомнили о краеведении. Его возрождение началось в 1956 году после XX съезда. Первый краеведческий путеводитель о Тюмени был издан в 1957 году.
Развитие краеведения как важного сегмента программы патриотического воспитания молодежи возможно при двух обязательных условиях. Первое — мотивационное. То есть это — постоянная целенаправленная работа по привлечению широкой общественности к изучению своего местожительства (обитания), побуждению у них интереса к этому занятию. Работать над эти м может широкий круг субъектов (образование, здравоохранение, бизнес, общественные объединения, энтузиасты).
Второе условие — создание инфраструктуры (архивы, музеи, библиотеки, памятники и памятные места).
В Тюмени и в муниципалитетах немало инициативных краеведов: М. Смирнова, А. Иваненко, В. Кубочкина, С. Кубочкин, А. Омельчук, B. Полищук, Ю. Мандрика, Е. Дубовских, Н. Тереб, И. Ястребов, В. Савченко, супруги Смирновы (с. Покровское Ярковского р-на), Н. Проскурякова и Г. Крамор (Ишим), П. Белоглазов (Ялуторовск), Н. Загороднюк (Тобольск), П. Ситников, C. Лелеко. Имя нам — легион!
В нашем районе более 20 лет действует авторитетное поисковое движение (А. Ольховский и И. Ковалевский — Тюмень, Т. Кухаренко (Уватский р-н)), центр допризывной подготовки «Аванпост» (А. Перов и Н. Савченко), центр детского и юношеского туризма «Азимут» (Л. Бекдаирова), мемориальные фонды (С. Великопольский), клубы по интересам («Тюменская старина» и др.).
Имеется развитая инфраструктура: архивы, музеи (муниципальные, ведомственные, корпоративные, частные), библиотеки, книжный магазин «Знание» (Е. Лямзи-на), торгующий краеведческой литературой. В Тюмени — 49 памятников (без памятников архитектуры и без учета 138 барельефов и скульптурных групп на набережной реки Туры), свыше 200 мемориальных досок.
Законодательные и исполнительные органы власти субъекта федерации и муниципальных образований понимают и поддерживают развитие краеведения, массовые мероприятия краеведческой направленности.
В Тюмени открыт Литературно-краеведческий центр. Проводится ежегодный конкурс «Я знаю о Тюмени все!» (8 лет подряд). 18 лет за плечами фестиваля патриотической песни «Димитровская суббота» — более двух тысяч участников из всех субъектов УрФО. Есть и другие акции: «Свеча», «Стена памяти», «Георгиевская ленточка», «Тепло родного дома», «Вахта памяти». Конкурс «Книга года» включает номинацию «Лучшая краеведческая книга».
В нашей территории у органов власти и краеведов — нормальные деловые отношения. Так, в 2011 году губернатор Якушев поддержал наше предложение перенести место установки памятника «Труженикам тыла» с Исторической площади, которая перегружена памятниками разных эпох, в сквер в Восточном административном округе.
В обсуждении планов реконструкции площади 400-летия Тюмени участвовало более 160 тысяч горожан.
Администрация Тюмени согласилась с мнением краеведов — объявить мораторий по установке памятника в связи с 425-летием города (Ермак или основатели Тюмени, царские воеводы Мясной и Сукин?), поскольку голоса 50 тыс. тюменцев разделились практически поровну…
Администрация Тюмени согласилась с нашим предложением -открыть при реконструкции площади 400-летия галерею Почетных граждан города Тюмени…
В рейтинге «Индекс счастья 100 российских городов» Тюмень заняла второе место (Москва — 52-е, Санкт-Петербург — 16-е, Екатеринбург — 49-е, Новосибирск — 13-е). 72% тюменцев чувствуют себя в нашей Тюмени (согласно тому же опросу) счастливыми.
Из сказанного не следует, что в непростом процессе патриотического воспитания нет проблем.
В основе любого познавательного чувства лежат не сказки, мифы и легенды, а знания. Пока знания тюменцев о своем городе и крае оставляют желать лучшего.
Вот пример. Совместно с центральной городской библиотекой мы предложили жителям Тюмени выбрать из 100 известных тюменцев десять человек, «которые оказали позитивное влияние на развитие нашего города, его экономику и культуру» (конкурс продолжался 10 месяцев).
Казалось бы, самые известные -это почетные граждане Тюмени? В сотне знаменитых их было 14. Но голосовавшие тюменцы вспомнили лишь двоих — купца Андрея Текутьева и писателя Константина Лагунова. Из включенных в «Список 100» десяти Героев Советского Союза и военачальников, имевших отношение к Тюмени, горожане назвали только Ивана Федюнинского. Из пяти видных геологов и нефтяников — лишь Юрия Эрвье и Виктора Муравленко. Неприметны актеры, писатели, поэты, художники, музыканты, ученые, изобретатели, историки, врачи, учителя и спортсмены, связавшие свою жизнь с нашим городом и краем.
Тем не менее, интерес тюменцев к историческому прошлому нашего края, Тюмени, ее улиц и площадей растет. Об этом свидетельствует конкурс «Я знаю о Тюмени все!» Растет численность участников в возрасте от 8 до 80 лет (от 3 до 17 тыс.). Радует мотивация (победитель 2011 года — 25-летний украинец, влюбленный в тюменскую девушку).
К проблеме воспитания у тюменцев любви к родному городу вплотную примыкает проблема адаптации мигрантов — из бывших республик СССР, в городе их 20 тысяч. Убежден, что их интегрирование в тюменскую жизнь можно решать с помощью краеведения. Территория нашего края давно сложилась как уникальный плацдарм для формирования единой исторической общности, название которой — сибиряки. Независимо от национальной принадлежности, идеологических, религиозных, корпоративных и иных отличий.
Историческая особенность населения края — его миграционный характер, переросший в оседлость. Одни представители иных этносов, кроме коренных народностей — сибирские татары, ненцы, ханты, манси, появились здесь как государственные служащие и предприниматели. Другие — в результате ссылки, царской и советской. Третьи — в связи с переселенческой политикой Столыпина и сталинского раскулачивания. Четвертые — из-за депортации народов (немцы Поволжья, калмыки, прибалты.) Пятые, совсем недавно, — участники освоения целинных и залежных земель, открытия Западно-Сибирской нефтегазовой провинции.
Для десятков тысяч людей ссылка стала местом постоянного проживания и образом жизни. В 1949 году в Тюменской области из 892000 жителей ссыльных было -62497. Один из расстрелянных в 1937 году в Тобольске ссыльных анархистов Александр Петухов выразил свое отношение к нашему краю в стихах:
… И этот край
чалдонов лживых,
Где тенью бродит ссыльный люд,
Где люди милостью лишь живы,
Я проклинаю и люблю.
Люблю, как каторжник оковы,
Как мрачный рыцарь
черный Грааль,
Как истины венок терновый,
Мне люб Тобольский дикий край…
После открытия нефти и газа численность населения Тюменской области стала стремительно увеличиваться. Так, Сургут, насчитывающий в 1965 году лишь 10 тыс. человек, к 1985-му имел уже 216 тыс. Кадровый состав работников Тюменского нефтегазового комплекса был многонациональным. В Тюменском главке геологов, как вспоминал Фарман Салманов, «трудились люди 34 национальностей. Заместитель начальника управления Аркадий Тян — кореец, буровые мастера Сургутской: Николай Багдасарян — армянин, Нажмиден Жумажанов — казах, главный геолог объединения Марк Биншток — еврей, главный геолог главка Фаиз Хафизов — татарин, главный экономист Зигфрид Форер — немец, Иса Муртаев — чеченец и т.д. Они работали рядом с сотнями других замечательных тружеников — русских, украинцев, белорусов, молдаван».
Люди, работавшие в те времена в Тюменской области, сегодня категорично заявляют, что у них никогда не возникало вопроса о национальности: все чувствовали себя сибиряками.
Сейчас мы переживаем новый этап миграции. Тенденцию к оседлости большинства мигрантов в нашем городе и крае, их желание и готовность к изучению русского языка, познанию топонимики территории, культурно-бытовых особенностей социума подтверждают сочинения участников конкурса «Я знаю о Тюмени все!» Они, в отличие от некоторых аборигенов Тюмени, считают наш город родным:
«В Тюмени мы живем уже четвертый год, и не собираемся никуда уезжать. Я учусь в школе, и у меня много друзей. Я люблю Тюмень и уже считаю ее родной. Меня интересует история тюменских улиц, которые убирают мои родители. Мне хочется знать, чьи имена носят эти улицы? Кем были эти люди? Что хорошего они сделали для нашего города?»
«Я приехала в Тюмень два года тому назад. Работаю контролером в автобусе. Меня часто спрашивают, как проехать на какую-нибудь улицу, на какой остановке сойти. Спрашивают, кто такой Чаплин или Морис Торез, когда объявляются эти остановки. Я, к своему стыду, не могу им правильно ответить, потому что не знаю, хотя у меня высшее образование. Очень хочется знать историю тюменских улиц и их расположение. Ведь нам здесь жить».
Заметили, как пишут участники конкурса: не «этот город», а «наш город». Очень важная тенденция, которую надо, не жалея ресурсов, закреплять и развивать. Цель такого процесса познания заключается в том, чтобы все тюменцы, независимо от возраста, национальности, социальной принадлежности, религиозных убеждений и материального положения чувствовали себя людьми нашего города и нашего края.
Еще один важный момент, где особенно важно соблюдение чувства меры и вкуса.
До 1927 года в Тюмени не было памятников, их заменяли культовые здания: церкви, мечети, костел, синагога, молитвенные дома. В 1957 году на бывшей Александровской площади установили памятник Борцам революции. Через год открыли памятник воинам, умершим в госпиталях Тюмени в 1941-1945 годах. В 1968 году воздвигнут монумент Победы. К 1980 году в Тюменской области установлено уже 160 памятников Великой Отечественной войне. Показалось мало. Сейчас в Тюмени — два монумента участникам Великой Отечественной войны, памятник Труженикам тыла. Тюмень — единственный город в России, а возможно, и в мире, где два Вечных огня. Есть предложения соорудить еще один монумент к 70-летию Победы.
В городе 49 мемориальных и событийных памятников: партийным вождям и секретарям, религиозным деятелям, купцам, героям, труженикам. Не затухает мода на корпоративно-знаковые скульптурные группы: дворник, сантехник, нерадивый студент, неподкупный гаишник, игривые кошки, бездомная собака. Пернатые, копытные. На очереди памятники земскому доктору (у медакадемии), почтальону (у почтамта). В сквере Пограничников установили памятник Дзержинскому. При такой стихийности теряется сакральность памятников. Кроме того, памятники ветшают, нуждаются в уходе. Поэтому необходим региональный закон или иной правовой документ, регламентирующий и правила возведения памятников и скульптурных групп, и степень ответственности за их сохранность…
Задача патриотического воспитания, которая стоит перед обществом в целом и перед краеведами, в частности, — объемна и многогранна. Для ее исполнения у нас есть все возможности — есть желание, есть квалифицированные кадры: высшие учебные заведения, дипломированные эксперты, общественные объединения и энтузиасты. Место краеведения в этом процессе понятно: воспитание любви и уважения к родным местам -городу, поселку, улице, дому, родителям, семье, друзьям и знакомым. Это наша земля, земля сибиряков!
Неделю назад в Тюмени прошла региональная научно-практическая конференция «Взаимодействие ветеранских и молодежных объединений в патриотическом воспитании молодежи». На конференции выступил с большим сообщением Александр Петрушин, автор ряда книг, посвященных острым вопросам тюменской истории. Сегодня мы предлагаем читателям «Тюменского курьера» познакомиться с основными положениями этого интересного выступления.