Сноуборд для экскаватора
Михаил Карнаухов, аспирант нефтегазового университета, полтора года проработал на автобазе компании «Сибнефтепровод» и в деталях узнал, как тяжело разморозить застывшую технику.
Экскаватор или кран молодой ученый сравнивает с человеком. Есть тело — двигатель, и пальцы -разные ковши, стрелы, лапы. Если тело горячее, а пальцы — холодные, толку от такого организма -ноль.
— Водители рассказывали мне, какую зарядку делают их машины перед началом работы, — говорит Михаил. — Помаленьку двигают ковшом из стороны в сторону или становятся на одну гусеницу и вхолостую прогоняют другую, чтобы разогреть гидравлическую жидкость. Некоторые и вовсе не выключаются всю ночь.
Общение с водителями натолкнуло Карнаухова на поиск решения проблемы — как запустить гидравлическую систему строительных машин в любой мороз, снизить поломки агрегатов и сэкономить топливо.
Под руководством преподавателя института транспорта Виталия Конева Михаил разработал ресурсосберегающий гидропривод для машин, эксплуатируемых вдали от баз, и победил с этим проектом на конкурсе «УМНИК».
Грант в 400 тысяч рублей позволит аспиранту и его научному руководителю к лету создать опытный образец цилиндра для отечественного экскаватора, а всю зиму они потратят на теплотехнические расчеты. В институте есть гидравлический стенд, к нему подключат стандартные цилиндры, выставят за окно и станут нагружать работой.
Кроме того, говорит Виталий Конев, необходимо закупить датчики, рассмотреть разные варианты теплоизоляционных материалов, съездить в командировки на Север. А Михаил Карнаухов вспоминает, что в свое время занимался сноубордом — может быть, это тоже стало стимулом его интереса к морозу и методам борьбы с ним.
***
фото: Михаил Карнаухов у гидравлического стенда.