Джаз — как вино из кувшина..
На любом музыкальном фестивале первый и последний концерты — это жемчужины. Но, преклоняясь перед великим талантом дирижера Владимира Спивакова, должна заметить — на фестивале Дениса Мацува закрытие получилось ярче открытия.
Наверное, во всем виноват джаз.
Действие началось как бы между прочим: зал еще шумел, зрители устраивались поудобнее и перелистывали программки, когда на сцену вышел Дмитрий Севастьянов и начал тихонько отбивать ритм на рабочем барабане.
Его считают непревзойденным мастером не только на российской сцене, но и за рубежом. Популярность Севастьянова в кругах любителей качественной музыки неоспорима. А после концерта к нему, словно к эстрадной звезде, даже бежали с цветами миловидные юные особы. Нескольким из них достались в качестве сувенира барабанные палочки, и уж наверняка ни одна не упустила возможности расцеловать любимого музыканта.
После соло на ударных на сцене появился Андрей Иванов со своим контрабасом, а к фортепьяно вышел Денис Мацуев — три центральные фигуры, именно они весь вечер будут вести слушателей по цветущему полю джазовых импровизаций.
Даже тому, кто впервые наблюдал за сыгранным трио, сразу становилось ясно — музыканты не только коллеги, но и хорошие друзья. На сцене они взаимодействуют: обмениваются короткими репликами и смешками, встречаются взглядами, жестикулируют. Мимикой и движениями подначивают друг друга во время исполнения сольных партий, мол: «Ты погляди, как завернул! Хорош, бродяга.» Конечно, в этом присутствует игра на публику. Но и искреннее удовольствие от живого «джем-сейшна» есть тоже!
… После двух импровизаций в классическом джазовом стиле, бэнд скрылся за кулисами, уступив место баянисту Айдару Гайнуллину и виртуозу духовых инструментов Аркадию Шилклоперу.
— Татарско-немецкий дуэт, — так шутливо окрестил совместное творчество музыкантов Денис Мацуев.
Все выступление трубач и баянист словно бы вызывали друг друга на поединок, постоянно меняя темп и мелодию, предлагая другому повторить на его инструменте особенно сложный пассаж. А к концу импровизации перешли от исконно джазовых мотивов к чему-то этническому — средневековым германским и шотландским мелодиям, звучавшим чарующе благодаря широким возможностям электробаяна.
Джазовая импровизация, когда ею занимаются профессионалы, становится похожей на ковер, сплетенный из разноцветных нитей и лоскутов. Один фрагмент длиннее, другой — короче. Один -из шерсти, другой — шелковый. Тот — бледно-лиловый, этот — золотой…
Особенно ярким этот образ становится тогда, когда на сцене музыканты используют не совсем обычные инструменты. Например, Айдар Гайнуллин исполнил долгое и необыкновенно завораживающее соло на губной гармошке. А владеющий множеством духовых инструментов Аркадий Шилклопер присоединялся к остальным музыкантам не только в качестве трубача, но также брал в руки валторну и. альпийский рог! Этот деревянный инструмент пяти метров в длину изготавливается из пихты и способен издавать удивительные звуки. Импровизировать на нем — сложнейшая задача, которая под силу только мэтрам!
Признаюсь, я впервые слышала альпийский рог вживую — при первых звуках в зале словно бы запахло озоном, как в горах после дождя. И возникло чувство рассвета, встающего солнца… Впрочем, Шилклопер не стал перебарщивать с серьезностью своего сольного выступления. Дав зрителю немного прийти в себя после первого восторга, он принялся развлекаться: играем на альпийском роге без рук, потом начинаем медленно снимать рубашку, надетую поверх футболки. естественно, не прекращая при этом импровизировать! Теперь держим мундштук инструмента на манер курительной трубки.
И пока виртуоз отвлекал внимание зрителей, на сцену прокрались Дмитрий Севастьянов и Андрей Иванов, начавшие вплетать свои мотивы в общую мелодию. А когда за фортепьяно сел Денис Мацуев, вместе они начали играть что-то романтичное. Неузнаваемое и в то же время томительно-знакомое.
Ну, а лучшей шуткой вечера стала переработка знаменитого произведения Эдварда Грига «В пещере горного короля». Не услышав собственными ушами, сложно поверить, что из этой сюиты можно сделать джазовую импровизацию. Но знакомые с детства приключения Пера Гюнта зазвучали в исполнении Мацуева, Иванова и Севастьянова совершенно по-новому. При желании можно было включить фантазию и вообразить себе историю похищения дочери короля троллей в современных декорациях. Ну, или не представлять ничего и просто наслаждаться будоражащей музыкой, чувствуя все возрастающий темп.
… Когда все музыканты находились на сцене одновременно, в таких импровизациях начинали проскальзывать отрывки из самых разных музыкальных произведений, вплетенных в общую канву, но все-таки различимых. Например, одно из таких выступлений мэтр балалайки Андрей Горбачев начал с «камаринской», а Аркадий Шилклопер закончил мелодией из программы «Спокойной ночи малыши»: «Спят усталые игрушки, книжки спят… » И все это — сквозь дымку джаза!
Кстати, когда все музыканты, кроме пианиста, находились на сцене, а Шилклопер на время сменил свой альпийский рог на трубу, состоялся еще один из приготовленных сюрпризов. Мацуев, тихонько выбравшись из-за кулис, подошел к инструменту и принялся его рассматривать. Слушатели оценили шутку мастера клавиш, дружно рассмеялись и застыли с раскрытыми ртами, когда прекративший дурачиться пианист заиграл, и очень неплохо, на этом своенравном и трудном инструменте.
А под занавес к музыкантам на сцене присоединилась Паулин Джин, одетая в ярко-алое платье и с цветами в волосах. Зажигательные танцы, бодрые мелодии -вариации на тему «банана-мама» — и, конечно, внешний вид певицы заставили зрителей на мгновение очутиться у нее на родине. На Гаити, а не в Нью-Йорке, конечно. В общем, к концу концерта все сидящие в зале едва удерживались от того, чтобы пуститься в пляс: качались головы, поднимались и опускались плечи, стучали каблучки по паркету. Кто-то даже стал щелкать пальцами в такт музыке.
Побывавшие на концерте тюменцы еще долго после прощания с музыкантами не скрывали своих положительных эмоций.
— Мы проводили фестиваль Дениса Мацуева, чтобы дать людям возможность приобщиться к высокому искусству, — подводит итоги генеральный директор Тюменской филармонии Михаил Бирман. — И эту задачу нам удалось реализовать на сто процентов. Я уверен в этом — потому что видел благодарные глаза слушателей, выходивших из зала.